Кто обманут, тот и виноват?

Мошенничество стало настоящим бедствием для сотен тысяч людей. Оно превратилось в отрасль по отъему денег – сверхприбыльную, прекрасно оснащенную, идущую в ногу с техническим прогрессом.
Жертвами становятся люди всех возрастов. Но особенно страдают пожилые. Они уязвимы в силу того, что привыкли доверять людям, не вполне владеют цифровыми технологиями и не понимают рисков при их использовании.
Как оградить людей от растущей армии мошенников? Что мешает оперативно пресекать незаконную деятельность в зародыше? Почему количество обманутых в разы превосходит количество наказанных? Ответы на эти и другие вопросы пытались найти участники «круглого стола», прошедшего в редакции.
В работе "круглого стола" приняли участие

Илья Николаевич Батанов.
Руководитель отдела по борьбе с мошенничеством управления уголовного розыска ГУ МВД России по Свердловской области, подполковник полиции.
Татьяна Георгиевна Мерзлякова.
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области (в режиме видеоконференции).
Виктор Васильевич Солодкий.
Заместитель руководителя – начальник отдела управления «Роскомнадзора» по УрФО.
Сергей Николаевич Воронин.
Герой России, депутат Екатеринбургской городской Думы, председатель комиссии по безопасности жизнедеятельности населения.
Александр Александрович Сальников.
Эксперт по безопасности Уральского главного управления Банка России.
- Есть ли реальное понимание масштаба отъема денег с помощью мошеннических схем? Каковы цифры у полицейских и у банкиров? Насколько они расходятся?
И. Батанов:
– За 10 месяцев нынешнего года зарегистрировано 7605 фактов мошенничества – на 2391 больше, чем в прошлом году. Раскрыть нам удалось 1458 преступлений – на 400 больше, чем за тот же период 2019 года. Но раскрываемость в целом остается невысокой – лишь 22 процента. Быстрыми темпами растет мошенничество с использованием информационных технологий, краж с банковских счетов. С начала года зафиксировано более 1900 подобных случаев, по сравнению с прошлогодним на 500 больше. Ущерб от таких преступлений за 10 месяцев превысил 80 млн рублей. Но это – не окончательный расчет, поскольку учитываются только суммы по эпизодам, которые удалось выявить, а сколько их всего было, неизвестно.
- Почему так низка раскрываемость? Что мешает повысить показатель?
И. Батанов:
– Мы живем в 21-м веке. Преступники стали умными. Все звонки осуществляются через IP-телефонию. Это – не сотовые компании, куда можно послать запрос об адресате. Люди покупают там номера дистанционно, через Интернет, скидывают о своих паспортных данных либо ложную, либо чужую информацию. Звонки, заметьте, чаще идут из-за границы, подавляющее большинство – из Украины, с этой страной у нас взаимодействия нет, что очень мешает работе, но этот вопрос находится на стадии рассмотрения в МВД.
В. Солодкий:
– Чтобы понять масштаб опасности, приведу лишь одну цифру. Более 95 процентов абонентских номеров, которые указаны в качестве контактных на сайтах, где продают-покупают либо работают с финансами, оформлены на подставных лиц. Это выявляется, когда мы в рамках своих полномочий заставляем операторов связи проверять абонентов. Они могут блокировать такие номера, но процедура проверки тоже длительная.
А. Сальников:
– Раньше наличку отнимали, при этом можно было и жизни лишиться. Теперь в ходу удаленные схемы мошенничества. Есть «серый» рынок банковских карт. Асоциальные личности покупают карту с нулевым счетом, продают ее, условно, за 100 рублей, и она участвует в мошеннических схемах. То же самое – с сим-картами. Попытка выявить мошенника приводит либо «в никуда», либо к человеку, который никакого отношения к мошенникам не имеет.
Только финансовая грамотность убережет людей от жуликов. Когда человек собственными руками, по «доброй» воле передает мошенникам данные своей банковской карты или переводит им деньги, такая операция считается законной. Банки за нее ответственности не несут. Нужно развивать критическое мышление. Нельзя думать: «Со мной такого не может случиться». Увы, может. Надо всегда быть начеку.
Т. Мерзлякова:
– Отовсюду звучат советы развивать критическое мышление, не быть доверчивыми. Учат жить в ожидании подвоха, обмана.
У нас огромное число пострадавших, которые поверили в инвестиционную деятельность некой Марины Конниковой. А почему бы нет? Она действовала открыто, рекламировала свою деятельность. Многие до сих пор считают, что могли бы получить прибыль, если бы ее фирму не запретили.
Как уполномоченный по правам человека я не могу добиться внятного ответа на вопрос о кредитно-потребительском кооперативе «Содействие»: мошенническая это организация или нет? В Центробанке мне сообщили, что организаций с таким названием много, есть вполне приличные. Совет по правам человека при Президенте РФ просит прояснить ситуацию с «Хоум-кредитом» и «Хоум-банком», но тоже не может добиться ответа. Как вы прикажете обычному человеку отличить мошенника от добросовестного финансиста?
А. Сальников:
– Мы – исключительно доверчивая нация. Но надо готовить себя и пожилых родственников к тому, что можно нарваться на обман. Мы несем ответственность за своих родных, которые часто беззащитны, потому что отрезаны от каналов коммуникации.
Нужно четко уяснить, как работают банки. Никогда, ни при каких обстоятельствах настоящий сотрудник банка не будет спрашивать у вас код, номер карты и прочее. Как только с вами завели речь о попытке несанкционированно снять деньги с вашего счета или карты, о выгодном размещении средств и предлагают назвать код, номер карты, – это сигнал насторожиться. Обязательно проинформируйте о такой попытке свой банк, сообщите номер, с которого звонили мошенники.
Цифры
Лишь 485 млн (12%) похищенного банки возместили.
- Каков социальный портрет современного мошенника?
И. Батанов:
– Большинство – лица до 30 лет. Почти все имеют в прошлом судимости. Заняться в колониях им нечем, вот они и перенимают опыт, «повышают квалификацию». Есть и новички. На различных закрытых сайтах продаются схемы обмана, информация, где купить «серые» банковские карты.
- Говорят, что колонии в наши дни превратились в офисы, откуда заключенные ведут удаленный мошеннический бизнес. Это правда?
И. Батанов:
– Из колоний, расположенных в нашей области, не звонят. Это я авторитетно заявляю. Из других территорий звонят, но мы знаем, как их вычислять, поскольку пользуются они примитивной сотовой связью.
В. Солодкий:
– Федеральная служба исполнения наказаний использует технические средства – генераторы шума, которые блокируют связь в районе колоний. Но всю страну шумовым колпаком не накроешь.
- В стране последовательно проводится гуманизация наказания. За мелкое воровство уже не сажают. Как это сказывается на криминогенной обстановке?
И. Батанов:
– Сегодня за ущерб менее 2,5 тысячи рублей полагается административная ответственность. Мошенники прекрасно это понимают и совершают много мелких хищений, а не одно крупное. Расчет себя оправдывает – не всякий гражданин, потерявший 2 тысячи, пойдет в полицию и напишет заявление.
- Это так. Но страшно представить, какой вал дел обрушится на полицию. Сколько человек работают в вашем отделе? Какова нагрузка на них?
И. Батанов:
– Отдел был создан в конце прошлого года. В штате вместе с руководителями 15 человек. На местах по области хорошо, если один человек закреплен, а то и этого нет.
- Мошенники занимаются модернизацией. А какова ситуация с техническим оснащением подразделения полиции, которое им противостоит, с обучением кадров?
И. Батанов:
– С обучением были небольшие проблемы, но сейчас появляются новые квалификации в институте МВД. Техника есть, но по горячим следам раскрывать бесконтактные преступления не получается. Получение сведений о владельце банковской карты или номера телефона – процедура долгая. Главное – сократить время ответов на запросы. Уже есть электронный документооборот с большинством банков. От них уже не месяц ждем ответа, а за 4 дня получаем.
А. Сальников:
– О хищении денег, о попытке обмануть нужно сообщать. Во-первых, в свой банк – на обратной стороне банковской карты есть телефоны. Во-вторых, в полицию. В-третьих, на нашем сайте: crb.ru, в правом верхнем углу есть интернет-приемная, где можно, не выходя из дома, оставить сообщение о мошенничестве. В-четвертых, можно и нужно на собственном мобильном телефоне блокировать номера, с которых вам звонили мошенники.
Цифры
440 тыс. руб. выманили мошенники у женщины, припугнув ее тем, что с ее карты списываются деньги, уговорив скачать мобильное приложение и сменить номер счета.
660 млн руб. заработали в 2020 году мошенники, используя сайты объявлений и служб доставки.
- Откуда вообще мошенники получают наши данные?
А. Сальников:
– Мы заполняем анкеты, когда получаем скидочные карты. Мы выбрасываем чеки возле банкоматов, а этого нельзя делать, потому что там указаны суммы операций.
Мы отвечаем на смс и звонки с незнакомых номеров. Так мошенники выясняют, активен ли номер. Так называемые «короткие» звонки: позвонили и отключились, не дожидаясь ответа. Не надо перезванивать по такому номеру! Вы звоните, а ваш телефон попадает в базу мошенников.
Сегодня к банковским системам безопасности вопросов не возникает, удаленная система обслуживания сама по себе не создает опасности. Проблема – в том, что человека заставляют совершать операции самостоятельно. Люди, особенно пожилые, легко впадают в состояние стресса, теряют способность трезво мыслить и делают все, что им скажут мошенники.
В. Солодкий:
– Поначалу была мысль ужесточить условия договора на подвижную связь. Но какой смысл это делать, если люди осознанно, ради наживы продают банковские карты, которые оформляют на свое имя? То же – и с сим-картами.
Сегодня нет необходимости покупать у банков или других организаций клиентскую базу. Известно, какому оператору предоставлен тот или иной код. Это открытые данные. Сидят исполнители и по порядку осуществляют набор номеров. Отсеивают неактивные, а те, с которых ответили, заносят в базу.
Очень важно грамотно строить разговор с незнакомцами, которые сообщают, что с вашего счета якобы снимают деньги, или вам причитается компенсация. Не отвечайте на вопросы, а задавайте их сами. К примеру: «Куда и кому вы звоните?» Обязательно дождитесь ответа. Если неправильно называют ваши ФИО, не ваш банк, сразу отключайтесь.
С. Воронин:
– Мы создаем правовое государство, но забываем при этом об обязанностях. Когда въезжаем в квартиру, в дом, ставим замки. Финансовая грамотность – тот же замок.
- Не хочу обидеть никого из собравшихся, но… Если обобщить сказанное, получается, единственное, что могут представители влиятельных ведомств, – посоветовать людям повышать финансовую грамотность. Мол, спасайте себя сами.
Т. Мерзлякова:
– В стране – огромная армия государственной службы, а человек во всем оказывается виноватым сам. Дошло до того, что в период пандемии молодые люди боялись подавать заявления на получение детских пособий. Спрашивали: это правда или обман? От кибер-преступников страдают не только пенсионеры, но и студенты, молодые семьи, для которых минимальный по закону ущерб в 2 тысячи – не мелочь.
Людей вовлекают в биржевые операции, они открывают лицевые счета, переводят туда деньги, которые потом исчезают. Псевдо-биржи, финансовые пирамиды – они ведь не один день, не месяц действуют, они рекламируют свои услуги. В отличие от финансово неграмотных граждан надзорные органы разбираются в финансах, видят признаки мошенничества. Почему оперативно не пресекают такую деятельность? Почему позволяют обмануть сотни тысяч людей? И неправда, что людям не хватает грамотности. К нам обратилась даже аудитор, которую в трудную для нее минуту мошенники уговорили подписать вексель на солидную сумму.
Сейчас появился новый бич – недобросовестное оказание юридических услуг. Людям, потерявшим деньги или попавшим в долговой капкан, обещают помочь, берут по 25-30 тысяч за написание бесполезных заявлений, но ничем не помогают. Что будем делать? Посоветуем повышать юридическую грамотность?
- Такой подход – раз подписал и перевел, значит, сам виноват – играет на руку мошенникам.
С. Воронин:
– В сфере финансов у людей два желания. Первое – получить большой и быстрый доход. Второе – защитить свои финансы. Мошенники первым обещают высокие проценты, вторым – страхование средств. Конечно, есть соблазн вводить запреты. Но ограничения приведут к сокращению возможностей. Придется ограничивать всех, чтобы под запрет попали и жулики.
Когда началась пандемия, к нам, депутатам, стали чаще обращаться горожане с жалобами на мошенничество: и контактное – под видом волонтеров, соцработников вымогали деньги и вещи, и бесконтактное – с помощью мобильной связи, Интернета.
Мы согласовали с администрацией Екатеринбурга и стали печатать на обратной стороне платежных квитанций Единого расчетного центра инструкцию с разъяснениями, чего следует опасаться, что должно насторожить, что делать, куда обращаться, если обманули. Эту работу мы будем продолжать. И каждому депутату напоминаем, чтобы проводили разъяснительную работу со своими избирателями.
- Что нужно предпринять, чтобы пресекать деятельность мошенников на старте, пока они не успели обмануть десятки тысяч уральцев?
В. Солодкий:
– Наделить более широкими полномочиями тех, кто противодействует мошенникам. Усилить соответствующее подразделение полиции кадрами и технически.
А. Сальников:
– Необходимо повышать оперативность взаимодействия полиции, банков, операторов связи. Все же эта цепочка не может работать в течение 1-2 дней. Времени требуется больше. И так – не только у нас, но и во всем мире.
Т. Мерзлякова:
– Никто не мешает менять законодательство. На совещании с участием Президента России, посвященном мошенничеству, прозвучал призыв сформулировать, какие изменения требуются. От банков таких предложений мы не дождались. Хотя банки должны предлагать людям легальные продукты, которые помогут накопить деньги. Именно на этом и играют мошенники.
Учитесь
В конце разговора участники стали делиться методами, с помощью которых они ограждают пожилых родственников от мошенников. В выборе средств отразилась профессия.
И. Батанов:
– Я стер на обратной стороне банковских карт своих пожилых родственников три кодовые цифры. Лишил мошенников возможности их выведать. А также отключил от мобильного банка номер телефона.
В. Солодкий:
– Запрограммировал перевод всех их поступающих звонков на мой телефон.
Постскриптум
Как сообщил руководитель пресс-службы регионального главка МВД Валерий Горелых, учитывая актуальность данной темы, начальник ГУ МВД России по Свердловской области генерал-лейтенант полиции Александр Мешков дал поручение личному составу службы участковых уполномоченных и других подразделений активизировать профилактическую работу с населением. Сотрудники ОВД гарнизона будут целенаправленно посещать граждан по месту жительства и лично разъяснять способы и методы, которыми пользуются мошенники, а также как не стать жертвой преступников.
О любых попытках обмануть вас и ваших близких необходимо оперативно сообщать по круглосуточному телефону доверия ГУ МВД России по Свердловской области:
(343)358-71-61
Автор Татьяна Бурова
Фото с мероприятия предоставлено пресс-службой ГУ МВД России по Свердловской области