Телефонное мошенничество. Так ли часто старики попадают на крючок?

Телефонное мошенничество. Так ли часто старики попадают на крючок?

…Свекрови позвонили незадолго до полуночи. Спросонья пожилая женщина никак не могла понять, что хочет от нее незнакомый мужчина. Кое-как разобралась: тот толковал что-то о сыне, попавшем в полицию за какое-то правонарушение, что нужны деньги, чтобы вызволить его… Переполошившись и не дослушав, пенсионерка немедленно сбросила незнакомый номер и позвонила сыну.

– Да, мама, тебе все сказали правильно, я действительно в полиции. Ты же знаешь, я здесь работаю, – устало пошутил сын – полковник полиции. – И то, что сразу перезвонила мне, тоже правильно.

Предупреждения о том, что не нужно доверять звонкам с неизвестных номеров от всевозможных «служб безопасности банков», «органов», «представителей социальной помощи» и прочих охотников за чужими деньгами, мы пишем регулярно. Но и жулики совершенствуют способы обмана, и доверчивости у их жертв меньше не становится. Единственный способ защитить себя от телефонных мошенников – «включать голову», вспоминая советы профессионалов, которые противостоят подобным махинаторам.

Сегодня такие рекомендации дает Александр Александрович Сальников, эксперт по безопасности Уральского главного управления Банка России.

– Насколько остро в России стоит проблема телефонного мошенничества?

– Если говорить о банковской системе в целом, то она находится под контролем. У нас – 3-кратный запас прочности, если исходить из данных, сколько копеек, условно говоря, на тысячу рублей похищают мошенники со счетов в банках. Но это утверждение никоим образом не утешит конкретного гражданина, ставшего жертвой обмана. Проблема действительно острая, потому что у нее очень высокий социальный резонанс.

– Считается, что пенсионеры – самая уязвимая для мошеннических атак категория населения. Так ли это на самом деле?

– Назвать их наиболее уязвимыми для телефонного мошенничества сегодня нельзя. Тех, кому 60 и более лет, среди жертв обмана – менее трети. Злоумышленники сейчас переключили внимание на экономически активное население, все чаще их «добычей» становятся люди более молодого возраста, ведь с них можно взять больше.

К сведению

По данным Банка России, в первом квартале 2021 года кибермошенники лишили россиян почти 3 млрд рублей. Это на 57% больше, чем годом ранее.
За первый квартал 2021 года Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (специальное структурное подразделение Банка России) направил на блокировку операторам связи более 6 тыс. телефонных номеров, это превышает показатель 2020 года на 38%.
Возраст жертв телефонных злоумышленников в 2020 году: 34% – до 40 лет, 19% – 40-49 лет, 20% – 50-59 лет, 27% – старше 60 лет.

Наталья Березнякова

12:15
102
Загрузка...