«Нигде люди не склонны сами откладывать на старость…» Обсудим?

Одобрен законопроект об очередной «заморозке» накопительной части пенсии – теперь до 2024 года. Федерация независимых профсоюзов предлагает вовсе упразднить накопительный компонент в пенсионном обеспечении, поскольку то, как в России реализуется идея накопительной части, ее дискредитирует.
Что такое накопительная часть пенсии? Основу системы пенсионного обеспечения в разных странах составляет базовая пенсия. Когда гражданин достигает пенсионного возраста или если наступают другие предусмотренные законами случаи, например, человек становится инвалидом и теряет работоспособность, государство начинает платить ему пособие. Деньги на это государство находит благодаря принципу солидарной ответственности: работающие сейчас отдают государству часть дохода в пользу тех, кто работал до них. И так из поколения в поколение.
Более прогрессивная модель пенсионного обеспечения предполагает, что наряду с базовой должна быть еще и накопительная. Эта часть индивидуальна, зависит от уровня квалификации, доходов и личной готовности работника еще в молодом возрасте позаботиться о себе в старости. Это «классический» пример немецких пенсионеров, которые с выходом на заслуженный отдых начинают активно путешествовать по миру.
А как у нас. В России накопительный компонент в трудовой пенсии появился с пенсионной реформой 2002 года. Цель – перейти от распределительной модели к распределительно-накопительной. По закону о трудовых пенсиях, они должны состоять из двух частей – страховой (обязательной) и накопительной.
В страховую включен базовый фиксированный размер, который государство время от времени индексирует. Имеют также значение стаж вышедшего на пенсию работника и сумма отчислений на персонифицированном (личном) счете, который открыт на каждого работающего гражданина в Пенсионном фонде России.
На этом счете и должна формироваться накопительная часть. Она пополняется за счет отчислений от ежемесячного заработка (их в «автоматическом» режиме осуществляет работодатель) и за счет инвестиционного дохода. Чтобы деньги не лежали на индивидуальных счетах мертвым грузом, их инвестируют. ПФР этим занимается через Внешэкономбанк, негосударственные пенсионные фонды – по собственным программам.
Что пошло не так. Накопительную часть в России пока не выплачивают. По замыслу реформы первые пенсионеры-мужчины смогут получить ее только в 2032 году, это будут работники, которые родились в 1967 году. Но бесконечные манипуляции с параметрами пенсионной системы, включая пенсионный возраст, делают перспективы будущих пенсионеров туманными.
Правила игры не перестают менять, на это указали в обращении на имя премьер-министра РФ Михаила Мишустина члены Федерации профсоюзов. Начиная с 2015 года правительство увеличивает период выплат пенсионных накоплений. Речь о количестве лет, в течение которых человек после выхода на пенсию предположительно будет жить и получать деньги, скопленные на личном счете. С одной стороны, неплохо, что пенсионер долго получает честно заработанную пенсию. С другой, чем длиннее рассчитываемый период этих выплат, тем меньше окажутся сами выплаты. А правительство не старается увеличить размер накоплений на пенсионных счетах. Очередное решение о «заморозке» накопительной части трудовых пенсий будет означать, что на эти счета снова не вернется инвестиционный доход, который должен ежегодно увеличивать размер накоплений. И деньги, поступившие в виде отчислений, будут направлены на выплаты тем, кто на пенсии уже сейчас. Под «честное-пречестное», что когда-то номинальные владельцы этих денег их все-таки получат…
Почему так происходит. «Замораживая» накопительную часть, правительство закрывает дефицит Пенсионного фонда. Но ежемесячные пенсионные отчисления с заработка работающего россиянина – 22%, из которых 6% идет на формирование накопительной части будущей пенсии,16% – страховой. В США пенсионные отчисления вдвое меньше российских – 12,5%, стран с сопоставимым размером пенсионных взносов – большинство. «И тогда вопрос – почему страны с гораздо меньшими пенсионными отчислениями могут формировать приемлемый и достаточный пенсионный фонд, а нашей стране с огромными пенсионными отчислениями никак это не удается?» – говорит директор Института финансов и права Уральского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор Максим Марамыгин.
Что мешает нам перейти к трехканальной схеме формирования пенсий, которая типична для Европы? Прожиточный минимум пенсионерам обеспечивает базовая пенсия, второй источник доходов – накопления граждан на индивидуальных пенсионных счетах, третий – накопления, которые делал за работника его работодатель, имея для этого стимул в виде налоговых льгот.
Нигде люди не склонны сами заниматься накоплениями на безбедную старость. Государство должно подталкивать людей к заботе о самих себе, а не заявлять в лице неумных чиновников, что оно никому ничем не обязано… Государство должно отказываться от части налоговых поступлений, понимая, что люди сами соберут себе на старость. А бизнес, если его стимулируют, будет в этом охотно участвовать.
Увы, ни одна из многочисленных пенсионных реформ, включая последнюю, не создала механизмов подобного стимулирования в России.