Что дали миру россияне?

От редакции
Оголтелая русофобия на Западе приобрела черты недавней коронавирусной пандемии. Бесконечные санкции в отношении России, аресты денежных средств и имущества россиян – это неприятно, но понятно. Но чем помешали европейцам российские писатели и поэты, композиторы и художники? Зачем вымарывать из истории события, героями которых становились россияне?
Почему-то авторы подобных «актов мести» по отношению к «русским» забывают, что Россия – огромная многонациональная страна, в которой представители всех без исключения наций и народностей внесли вклад в развитие мировой, в том числе – и западной, цивилизации. Почему Запад не вспоминает о том, что многими достижениями в самых разных сферах – науке, культуре, экономике и прочих – он обязан тем, чьей родиной была Россия?
Об этом – сегодняшний разговор.
Память о русском Исходе
Виктор Александрович Москвин – советский и российский историк, деятель культуры, издатель, заслуженный работник культуры Российской Федерации, кандидат исторических наук. Он – инициатор и создатель Общедоступной библиотеки-фонда «Русское зарубежье» в Москве. Организатор, руководитель, хозяйственник и в то же время – русский интеллигент самой высокой пробы. Только при сочетании этих качеств и стало возможным в «лихие» 1990-е годы создать в историческом центре Москвы Дом русского зарубежья. Главной его задачей остается сохранение и изучение книг, документов, кинохроники, музейных реликвий и других свидетельств, посвященных одному из самых важных и трагических событий отечественной истории – русской эмиграции, русскому Исходу.
Что такое русское зарубежье?
В глазах обывателя русская эмиграция – это люди, которые после революции 1917 года бежали от большевиков в Париж. Что мы знаем об этом, кроме имен Бунина, Куприна, Набокова и других писателей, оказавшихся в изгнании? А это – целый материк человеческих судеб. Об этом мы говорили с В.А. Москвиным.
– Где жили русские эмигранты и где сегодня живут их потомки?
– Это огромная география! Они живут в 102 странах на всех континентах – Европа, Азия, Африка, Северная и Южная Америка, Австралия.
– В основном мы представляем себе русскую эмиграцию по писателям. Но было и много ученых, инженеров, изобретателей, которые могли бы служить своей стране, но волей судьбы оказались в изгнании. Они многое сделали для развития мировой науки и техники...
– Сейчас на Западе началась волна русофобии и где-то запрещают исполнять Рахманинова, Прокофьева и Глазунова, и хочется сказать: господа, будьте последовательны! Не летайте на вертолетах, которые изобрел в США (а начинал работать над этим еще в Киеве) Игорь Сикорский. Не смотрите телевизор, потому что первый кинескоп изобрел Владимир Зворыкин родом из Мурома. Не смотрите видеозаписи, ведь первый видеомагнитофон создал офицер Белой армии Александр Понятов, родившийся в Казанской губернии. Кстати, с него началась и Силиконовая долина. Не используйте высокооктановый бензин, потому что это – детище академика и генерала русской армии Владимира Ипатьева. Не пейте калифорнийское вино, потому что зачинателем калифорнийского виноделия был Андрей Челищев из русского дворянского рода. Откажитесь от этого, если вы хотите «отменить» русскую культуру.
Русские много сделали для всего мира. В начале 1920-х годов в Черногории 75 процентов врачей были русские. Один из центральных университетов Китая в Харбине, который сегодня занимается космическими исследованиями, изначально был создан при КВЖД как политехнический институт, а благодаря русской профессуре стал одним из ведущих университетов современного Китая. Можно перечислять до бесконечности.
– А с Россией связи были полностью прерваны?
– Уже упомянутому Зворыкину стоит памятник в Останкино. Когда в Советском Союзе решили построить телецентр на Шаболовке, то оборудование для него покупали за границей через Зворыкина. В 1930-е годы он приезжал в СССР, ему предлагали остаться. А когда строился Останкинский телецентр, Гостелерадио вело переговоры с Понятовым. Он поставлял оборудование для Останкинского телецентра в середине 1960-х годов.
В залах Дома русского зарубежья постоянно проходят научные конференции и семинары, творческие встречи, концерты и выставки. Сейчас идет выставка художника Александра Альтмана – французского художника-пейзажиста, который родился в Киевской губернии, одного из ярких представителей парижской русской школы. А недавно закончилась выставка, посвященная инженеру Михаилу Зароченцеву – изобретателю способа быстрой заморозки продуктов. Он родился в Ставрополе, а умер в Лос-Анджелесе. Так что и холодильники, без которых сегодня не обходится никто в мире, тоже созданы русским эмигрантом.

Не только семнадцатый год
– Когда мы говорим о русской эмиграции, то отсчитываем ее от 1917 года. Насколько это верно?
– Она возникла еще в 17 веке. Русские староверы до сих пор компактно живут в Румынии. Какая-то часть живет в Польше. Уникальное явление – русские староверы в Южной Америке. Это уже история ХХ века. Во время коллективизации они семьями уходили из Сибири в Китай. Потом перебрались в Латинскую Америку. Живут в Бразилии, Боливии, Уругвае и Аргентине. Занимаются сельским хозяйством. Например, в Бразилии они – одни из самых крупных производителей зерна. Весьма состоятельные люди. Но прежде всего – талантливые и трудолюбивые. Начиная с 2007 года Дом русского зарубежья стал помогать им возвращаться в Россию.
– А зачем было возвращаться? Куда? В разрушенные колхозы и совхозы?
– Тем не менее многие из них уже здесь живут и работают фермерами. Россия – их историческая родина, они никогда об этом не забывали. В 2007 году я был в Аргентине и Уругвае. На границе между этими странами есть город Сальто. Там много выходцев из России. Почти никто не говорит по-русски, но помнят русские песни, танцы. Мне сказали, что здесь живут русские старообрядцы, которые хотели бы вернуться в Россию. Так я познакомился с Данилой Зайцевым и Германом Овчинниковым. Я пригласил Данилу Зайцева на конференцию по старообрядчеству, которую мы проводили в Доме русского зарубежья. Он приехал, ему понравилось. Потом раздается звонок из нашего посольства в уругвайском Монтевидео: «У нас сидят два старообрядца – Данила Зайцев с сыном, купили билет на самолет в Москву. А мы не можем им выдать визу, у них приглашения нет». Я отправляю по факсу приглашение. Они прилетают. Говорят: «Мы хотим переехать в Россию. Наши пращуры были из Красноярского края». Я звоню в администрацию края, объясняю ситуацию. Их встречают в Красноярске на вокзале...
– Почему поездом? Не любят летать самолетом?
– Еще как летают! У них вообще все любопытно. Все пользуются сотовыми телефонами, а вот телевизор запрещен. Из Красноярска их отправили в Шушенское... Их принял местный предприниматель, который там скупил все земли. Дальше было печально. Их отвели на квартиру, бросили матрас на пол: ночуйте, завтра за вами придут, будете работать на ферме. Зарплата – 5 тысяч. Они возмутились: «В Уругвае на нас индейцы работают».
Впервые два крепких мужика плакали. Утром они вышли в город в поисках вокзала. Идет женщина: «Что вы такие смурные?» Выслушала их и сказала: «Здесь живут старообрядцы. Садитесь на автобус, и до конечной остановки». Их там приняли, но от них не было вестей. Я вновь позвонил в краевую администрацию. Их стала разыскивать полиция. Нашла. В общем, пришлось мне посоветовать им вернуться в Москву.
Я позвонил Владимиру Лукину, который тогда был уполномоченным по правам человека в России. Он связался с губернатором Белгородской области. Тот их принял и сказал, что ему нужны настоящие русские люди. Вслед за ними приехали еще несколько семей из Уругвая и Аргентины. Им дали землю в аренду. Но они хотели технику, к которой привыкли, – американскую. И это сделали. Они хотели, чтобы их дети учились отдельно от местных детей. Им и это устроили. Но дальше в общине начался разлад: кто лидер? И некоторые местные аграрии-бизнесмены встретили переселенцев не очень приветливо, боялись конкуренции. В результате Зайцев вернулся в Уругвай. Там он написал книжку...
Еще несколько семей приехали на Дальний Восток. Но они там бедствовали, были проблемы с элементарным отоплением, дровами. Глава Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий встретился с Владимиром Путиным. Тогда был создан фонд «Правда русская» для содействия старообрядчеству. Мы в Доме русского зарубежья устраивали телемосты со старообрядцами в Приморье и Латинской Америке. На сегодняшний день в России живут около 200 переселенцев. Уже свадьбы сыграли, дети родились – 30 новых граждан России.