Размашистый или с вензелями. А какой у вас почерк?

Я люблю узорный почерк —
В нём есть шорох трав сухих.
Быстрых букв знакомый очерк
Тихо шепчет грустный стих.
М. Волошин
В январе отмечается День почерка, или День ручного письма. Почерк и само явление ручного письма являются неотъемлемой частью нашей жизни и объектом изучения разных наук.
Каждый из нас уникален
Читатели «Пенсионера» относятся к поколению, которое умеет и любит писать письма. Иной раз их в редакцию принесут столько, что разбирать приходится несколько дней. Один присылает купон на розыгрыш, другой хочет познакомиться или продать что-нибудь, третьему важно поздравить близких с днем рождения или юбилеем свадьбы. Значительная часть корреспонденции – это многостраничные рассказы о жизни, интересных людях, жалобы или, напротив, благодарности.
Листая страничку за страничкой, я чаще обращаю внимание только на неразборчивый почерк и прошу коллег помочь мне прочесть написанное. Печально, когда разбирать приходится имена и фамилии, а телефона для связи читатель не указал. Но бывает, что и красивый почерк с вензелями попадется или аккуратный, как из прописи.
Мы не задумываемся над этим, но то, как каждый выводит буквы – уникальное явление. Аккуратный почерк Ю.А. Гагарина читается налету, а при виде рукописей Л. Н. Толстого хватаешься за голову, пытаясь понять: по-русски ли вообще написано? Из-под руки И. В. Сталина выходили заостренные, соединенные непрерывно слова. А вот у В.В. Путина витиеватые буквы то связно сливаются в слова, то стоят чуть порознь.
Место преступления – лист бумаги
Разговоры о почерке я начала с почерковедом, экспертом Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД Свердловской области Екатериной Николаевной Колчановой.
«Несмотря на то что большинство документов сегодня печатается на компьютере, подписи в договорах, расписках, заявлениях делают от руки, – объясняет эксперт. – Поэтому почерковедческая экспертиза не теряет актуальности на фоне современных технологий».
Чаще всего перед почерковедами ставят вопрос: тот ли человек подписал документ, кто должен был? На практике случаи бывают разные.
«Недавно исследовали почерк в записке, оставленной на месте убийства, – приводит пример Е.Н. Колчанова. – В результате сравнения с достаточно большим объемом образцов почерка разных людей, в комплексе с коллегами, проводившими экспертизу отпечатков пальцев, удалось установить убийцу».
Почерковеды могут решать вопросы о возрасте и половой принадлежности человека, который писал, о некоторых психофизиологических состояниях пишущего. Например, был ли он в состоянии опьянения или в стрессе. Определяют позу писавшего – стоя, в неудобной положении, в движущемся транспорте… Ситуации бывают разные: один человек уверяет, что подписал договор купли-продажи квартиры под давлением, другой – что взял кредит, подписавшись не ведущей рукой, или уверяет, что никакого отношения к подписи не имеет.
«Конечно, эксперт не ответит, угрожали писавшему или нет, но подтвердить факт необычного, стрессового состояния – в нашей компетенции», – объясняет Екатерина Николаевна.
Вывести на чистую воду «леворукого» мошенника еще проще: в написанной не ведущей рукой подписи наверняка будут отзеркалены овалы букв, например, буква С может повернуться в другую сторону, необычным будет направление движения ручки.
В почерке пьяного человека обычно проявляется мелкая извилистость, ему не удается выводить ровные линии. Но, прежде чем делать выводы, нужно увидеть, как человек пишет в обычных условиях, в спокойном состоянии. Ведь может оказаться, что неровность почерка – следствие, например, старческого тремора рук. Так что эксперты работают, сравнивая разные образцы почерков, причем, отнюдь не на глазок, а математическим методом. Поэтому их результаты считаются объективным доказательством в суде, в отличие от свидетельских показаний.
Все признаки, с которыми работают почерковеды, распределены по группам. Первая – общая группа охватывает расположение подписи или текста на листе и в строке. Кому-то и на нелинованной бумаге удается писать прямо, другого всегда уносит вниз, а третий на каждом листе будет писать по-разному.
«Однако если исследуемый документ написан так, что строки обращены вверх, а в образцах, которые человек писал в разные дни, самостоятельно или под присмотром специалиста, всегда уходят вниз, то при производстве экспертизы это различие тоже будет учитываться», – объясняет Екатерина Николаевна.
На наличие ошибок, особенности переноса слов в тексте в ходе исследования тоже обращают внимание. Основное внимание почерковедов сосредоточено на частных признаках. К ним относится конструкция символа, например, человек не дописывает букву, упрощает написание, заменяет букву латинской или печатной. Форма движения при написании небольшого элемента символа – прямолинейная, угловатая, треугольная и так далее.
При выделении признаков эксперты работают ручками двух цветов: красным в почерке отмечают совпадающие признаки, синим – различающиеся. От зоркого глаза не ускользают направление движения ручки, мельчайшие углы и дуги, штрихи и их положение относительно друг друга.
«У нас есть количественный критерий: сколько признаков должно совпасть, чтобы сделать, например, категорический вывод о том, что подписи выполнены одним и тем же лицом», – подчеркивает Екатерина Николаевна.
Тексты же могут быть разного объема. А экспертам нужно проверить каждую букву алфавита и проанализировать ее значимые признаки. Сравнить между собой все буквы А в тексте, все буквы Б, оценить похожие по написанию В и так далее. Все наработки эксперт вносит в специальную таблицу. Затем признаки почерка, выделенные в исследуемом тексте, сравниваются с признаками, которые выявлены в образцах почерка конкретного человека. На основании установленных совпадений или различий данных признаков, формулируется вывод об исполнителе текста.
Точность математика, зоркость орла
Чтобы определить исполнителя подписи, бывает недостаточно поработать над образцами в течение дня. Чтобы оформить результаты, описать все признаки, сравнения – словом, дать грамотное заключение, нужно немало времени. В среднем на экспертизу уходит около двух недель.
Екатерина Николаевна, потомственный сотрудник полиции, с детства мечтала о том, чтобы работать в органах внутренних дел.
«Я не ошиблась, не пожалела о своем выборе ни разу ни за время учебы в Волгоградской академии МВД, ни за время работы. После производства экспертизы мы стараемся наблюдать за дальнейшим ходом расследования и его результатами. Когда я вижу, что мой труд приносит плоды, то чувствую себя частью большого хорошего дела. Это очень трогает», – поделилась она.
К примеру, не так давно весь отдел делал экспертизу объемом свыше 400 страниц – более ста банковских документов, в которых усматривалась подделка разных подписей одним и тем же лицом. Работа была сложная и интересная, прежде всего, тем, как опытный преступник старался изменить свой почерк, чтобы воссоздать подпись другого человека. Практически во всех случаях экспертам удалось установить факт подделки.
На выбор профессии Екатерину Николаевну вдохновили и отечественные фильмы о милиции, о которых теперь, конечно, нельзя говорить без улыбки. «В сериалах все происходит просто и быстро, – объясняет эксперт. – В сериале «След» компьютер выдает 100-процентное совпадение образцов, и дело раскрыто. На самом деле в нашей работе все делает человек – своими руками, глазами и головой. Результаты автоматизированных процессов всегда перепроверяет эксперт: любые алгоритмы и механизмы могут дать сбой. В сложных ситуациях коллеги советуются друг с другом, младшие сотрудники просят старших поделиться опытом».
От мошенника защититься можно
Почерк индивидуален, как отпечатки пальцев, в точности его подделать невозможно. Ведь человек не задумывается над тем, какие движения он делает, когда пишет. Только в одном слове «почерк», написанном от руки, даже в одной его букве можно найти огромное количество значимых для экспертизы признаков.
Для примера я пишу для Екатерины Николаевны свою подпись. Эксперт сразу отмечает наличие точки и черточки в конце. Оказалось, это – хороший признак. Неопытный мошенник может даже не обратить на них внимание, а опытному придется подумать, как соблюсти соотношение между этими компонентами и основной частью подписи. Еще благодаря нашей беседе я заметила, что моя точка – совсем не точка, а крохотная вертикальная черточка.
Сложны для подделки элементы, где рука меняет направление – овалы, подчеркивания, обводки и тому подобные. В моем случае преступник споткнется не раз: еще в школьные годы меня ругали за плохой почерк, качая головой над неправильным, не по прописям начертанием буквы О.
Вообще, чем сложнее и длиннее подпись, тем больше предстоит возни преступнику. Эксперт показывает в качестве примера, как расписывается ее отец, и я убеждена: в школьном дневнике Екатерины Николаевны все подписи родителей – подлинные. Сама эксперт, по ее словам, подписывает документы простой подписью. Но подделать ее легко только на первый взгляд. Даже в ней почерковед отмечает трудные для подделки признаки: здесь буква не дописана, здесь необычная петелька. Перерисовать такую подпись можно, а вот повторить в той же летящей, рефлекторной манере, какой пишет ее хозяйка, – настоящая задача. Опытный эксперт, сравнивая образцы, непременно заметит различающийся темп письма.

Пишите больше!
Еще одна наука, которой интересно ручное письмо, – нейропсихология. О том, в чем польза совершенствования почерка, мы поговорили с медицинским психологом Свердловского областного центра реабилитации инвалидов Артемом Новиченко:
– В кисти у нас находится более 30 мышц. Многие из них мы используем, когда пишем шариковой ручкой, карандашом или художественной кистью. Мозгу приходится выполнять колоссальную работу, чтобы найти оптимальное положение пальцев, ладони и запястья для производства «загогулин». Ребенку приходится сильно напрячься, чтобы получить правильные буквы на листе бумаги или, например, солнышко на новых обоях в вашей комнате, – замечает психолог.
Взрослый человек пишет «на автомате» и не замечает той большой работы, какую проделывает его мозг. Однако продолжая совершенствовать навык письма, мы заботимся о здоровье мозга и активности нейронных связей. Окончательную форму наш почерк приобретает к 20 годам, хотя может меняться и дальше в течение жизни из-за различных психических и физиологических факторов.
Написанное рукой лучше запоминается. Этот процесс активизирует те районы головного мозга, которые отвечают за память и усвоение новой информации. Однажды преподаватель по нейропсихологии заставил всех студентов курса сдавать реферат исключительно в рукописном виде. И это – в век компьютеров и высоких технологий! В действительности задание вовсе не жестокое. Чтобы мозг работал на полную мощность, следует каждый день исписывать минимум две страницы альбомного формата. И желательно придумывать текст самостоятельно.
Мария Волкова
Подготовлено при содействии пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области