Главный портал пенсионеров

Окулист о линзах, катаракте и глаукоме

Окулист о линзах, катаракте и глаукоме

С возрастом организм, увы, изнашивается. Cлабеют слух, зрение… Однако возможности современной медицины позволяют успешно бороться с болезнями, возвращать полностью или частично утраченные функции.

Одно из таких учреждений - Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза», где спасают зрение и малым детям, и людям пожилым, и тем, кто получил травму. Мы беседуем с генеральным директором центра, главным офтальмологом минздрава Свердловской области О. Шиловских.

- Олег Владимирович, готовясь к встрече, я предложила читателям газеты сформулировать свои вопросы. Большинство интересуется, сократятся ли очереди на бесплатные операции по поводу катаракты?

- Это зависит не от нас. Мы работаем с Фондом обязательного медицинского страхования по контракту. Они дают нам заказ на определенное количество операций, мы его выполняем. Ежегодно по полисам ОМС в нашем центре делают более 25 тысяч операций, бесплатных для пациентов. По этому показателю Свердловская область - на одном из первых мест в стране. Хотя потребности раз в пять выше. Стоило нам открыть филиалы центра в других городах области, например, Верхней Пышме, Каменске-Уральском, Кировграде и других, как там тотчас образовались очереди из пациентов, нуждающихся в лечении.

- Получается, что количество «бесплатных» операций в рамках обязательного медицинского страхования планируется не по потребностям, а по финансовым возможностям ФОМСа?

- Думаю, это касается не только офтальмологии. На недавнем инвестиционном форуме с участием Минздрава России откровенно говорили о том, что мы не знаем реальной потребности в тех или иных видах медицинской помощи. Почему так получается? Во-первых, у россиян, особенно у пенсионеров, крайне низкая потребительская планка – во всем, не только в медицинских услугах. Во-вторых, нередко пожилые люди в ответ на свои жалобы слышат от врачей: «А что вы хотите? Возраст». К сожалению, во время консультаций мы сталкиваемся с множеством запущенных случаев. Примерно половине пациентов, которые наконец-то к нам обратились, помощь надо было оказывать гораздо раньше.

Цифры и факты

Катаракта - помутнение хрусталика глаза, вызывающее ухудшение зрения, вплоть до полной его утраты. По данным Всемирной организации здравоохранения, старческая катаракта превышает 90 процентов всех случаев. После 60 лет постепенное снижение прозрачности хрусталика наблюдается у 50 процентов людей.


- Существует стереотип, мол, «катаракта должна созреть», - об этом говорят врачи в поликлиниках. Ждут, пока созреет?

- Это неправильный подход, как и рекомендация капать витамины, которые якобы приостановят помутнение хрусталика. Чем раньше удалить катаракту, тем легче пройдет реабилитация, меньше риск осложнений, выше шанс максимально улучшить зрение. Поэтому так важно выявить заболевания на ранней стадии и вовремя начать лечение. Чтобы сделать нашу помощь доступнее, мы и открываем подразделения «Микрохирургии глаза» в городах нашей области и в других регионах Уральского федерального округа. Если кому-то сложно приехать на обследование, скажем, из Красноуральска в Екатеринбург, то он вполне сможет это сделать в родном городе.

- Вы получаете бюджетное финансирование?

- Нет. Екатеринбургский центр «Микрохирургия глаза» - организация частная, но социально-ориентированная. За счет платных услуг мы содержим здания и персонал, закупаем новейшее оборудование и высококачественные расходные материалы. Бесплатные операции выполняются на этом же оборудовании.

- Олег Владимирович, в «Микрохирургии глаза» вы начинали замом по медицинской деятельности, затем стали гендиректором, то есть на вас легли не только медицинские обязанности. Но вы продолжаете оперировать. Для чего это гендиректору?

- Чтобы оставаться специалистом: хирург без практики - не хирург. В нашем центре и я, и мои замы – все ведут консультации, оперируют, и не на полставки, а в полную силу. Это правильно, это дает возможность не с чужих слов, а по личному опыту знать, соответствует ли современным требованиям диагностическая аппаратура, что творится в операционном блоке, какой там воздух, оборудование, инструменты. Иного пути быть включенным в работу центра не существует. Кстати, руководитель крупнейшей в Екатеринбурге 40-й клинической больницы Александр Прудков тоже оперирует, большинство главврачей других клиник не отказываются от практики, в этом я не одинок.

- По какому принципу пациенты попадают именно в ваши руки? Коллеги отдают вам самых сложных?

- Вовсе нет. Я работаю в составе одного из хирургических отделений, после диагностического дня на меня, как и на других врачей, распределяют пациентов, которых завтра мы будем оперировать.

- Вы опытный офтальмолог: и практикуете, и наукой занимаетесь. Как по-вашему, зрение у людей ухудшается? Что тому причиной?

- Статистика заболеваемости растет, в том числе - и за счет того, что мы стали больше выявлять патологий. К тому же увеличилась продолжительность жизни. Это радует. Но с другой стороны – люди стали доживать до многих болезней, которые раньше просто не успевали их настичь. Сегодня свыше 60 процентов наших пациентов – люди пожилые.

- Глаукома – это фатально?

- Глаукома грозит слепотой, но она – не приговор. Если вовремя ее диагностировать, если точно следовать рекомендациям врача, слепоты можно избежать. Не надо сбрасывать со счетов и генетический фактор. Если у ваших предков была глаукома, значит, вы - в группе риска, надо регулярно обследоваться.

- Вопрос от наших читателей: если на близорукость наслаивается возрастная дальнозоркость, поможет ли оперативное вмешательство?

- C возрастом хрусталик становится менее эластичным, человек хуже видит мелкие предметы, мелкий шрифт. Если зрение ухудшается, обязательно обращайтесь к врачу.

- Один из читателей спрашивает: делают ли у вас операции супер ласик?

- Для нас это - пройденный этап. Сегодня применяются более современные технологии коррекции близорукости, гораздо менее травматичные с названием Smile. Через два часа после операции проверяем зрение, на другой день человек может приступить к работе, вернуться к привычным занятиям без всяких ограничений.

- Контактные линзы вредны или нет?

- Линзы - это один из способов коррекции зрения. Но их ношение в общей сложности не должно превышать десяти лет. Я советую пользоваться только одноразовыми линзами по той причине, что любые очищающие растворы для линз длительного пользования содержат консерванты, которые вредны для слизистой глаз. Ни в коем случае нельзя носить линзы сутками, спать в них, даже если они, как уверяют, «дышат». Противогаз тоже позволяет дышать, но вы ведь не будете целый день ходить в противогазе. Лучше пользоваться линзами по ситуации. Сходили в них в театр или на концерт, поплавали в бассейне, покатались на лыжах – сняли и выбросили.

- Какие самые лучшие витамины для глаз?

- Кроме вреда, витаминные капли ничего не дают. Они также содержат консерванты, которые плохо влияют на поверхность глаза, могут приводить к тяжелым осложнениям. Гораздо полезнее сбалансированное питание. Пейте зеленый чай, ешьте желтые фрукты и овощи.

- Многие люди страдают от сухости глаз, другие - от того, что глаза слезятся на ветру, на холоде. Что можно предпринять?

- В том и другом случае помогут, не удивляйтесь, увлажняющие капли. Но назначать их самостоятельно не следует, это должен сделать офтальмолог.

- Не секрет, что многие россияне предпочитают лечиться за рубежом, даже термин появился - «медицинский туризм»…

- Наоборот – все больше иностранцев приезжают оперироваться к нам в клинику. У нас уровень хирургии зачастую выше, поскольку в европейских странах клиники в основном небольшие, а у нас – размах и, соответственно, опыт. И цены у нас намного ниже. Недавно оперировали жителя Флориды: отыскал наш адрес в Интернете, проанализировал методики, отзывы и сделал выбор в пользу Екатеринбурга.

- Олег Владимирович, вы с детства мечтали стать офтальмологом?

- Даже не думал. Я хотел быть моряком, командовать кораблем. Но в 8-м классе у меня появилась близорукость, это была трагедия, я долго не мог смириться с тем, что моя мечта не осуществится. Пойти в медицинский институт мне посоветовал отец. Я не жалею, что послушался его совета. Когда начались дежурства, практика, у меня проснулся интерес к хирургии. А когда на 5-м курсе читали лекции по глазным болезням, у нас появился молодой ассистент кафедры, который за две недели до того увлек студентов этим направлением офтальмологии, что я понял – это мое.

- И кто был тот ассистент?

- Христо Тахчиди, который впоследствии возглавил Центр МНТК «Микрохирургии глаза» в Екатеринбурге и пригласил меня стать своим заместителем.

- До вас в вашем роду медиков не было. А вы стали основателем династии врачей?

- Мой сын выбрал профессию хирурга-офтальмолога. Он уже оперирует.

- Олег Владимирович, пару лет назад ваш центр едва не лишился здания на улице Бардина. Сейчас этот вопрос решен?

- Осенью прошлого года мы подписали с Минздравом России концессионное соглашение на 25 лет. Так что в этом здании продолжаем лечить пациентов, делать эту помощь более доступной, создавать новые технологии и развиваться дальше.

Беседовала Татьяна Бурова

09:50
1780
Загрузка...