Главный портал пенсионеров

И больше века длится жизнь

И больше века длится жизнь

В феврале 1913 года в поселке Черноисточинск в семье Сысоя Васильевича и Авдотьи Карповны Епимаховых родилась дочь Валентина. Сегодня Валентина Сысоевна Воробьева - старейшина Горноуральского городского округа. Нынче ей исполнилось 105 лет!

К работе сызмала приучена

- У родителей было шестеро детей, в живых осталось нас только трое, - вспоминает долгожительница. - Бедно поначалу жили, что вырастим, тем и питались. Вкуснее паренок из моркови, кажется, ничего не едали.

Родители Валентины Сысоевны имели пашню, держали корову, в огороде работали. Зимой без дела тоже никто не сидел, бегать детям некогда было, родителям во всем помогали. Отец занимался мыловарением. Были в избе камин и котел большой, вот и варили там мыло. Воды для этого много нужно, Валя с сестрой по сорок раз ходили на колодец, отец черпал, они носили.

- Формы для мыла железные, на винтах, - рассказывает старушка. - Как все сварится, по желобу в форму стечет, - ждем, пока остынет. Затем вымеряли, чтобы ровные куски получились, проволокой на бруски нарезали. Обертки тоже сами изготавливали. Готовое мыло в Висиме продавали, в Черноисточинске в магазин сдавали. Мы с детства закаленные, нынче не смогут этого делать. Под лежачий камень вода не течет…

Два класса Валя окончила на дому, третий - в школе. Дальше учиться не пришлось, ухаживать нужно было за скотиной.

- Вскоре открылся колхоз, тятенька вступил в него, швейную мастерскую открыли, я туда пошла учиться, - говорит Валентина Сысоевна. - Мне сразу понравилось, полушубки и шубы шила, душа лежала к этому делу. Потап Григорьевич, начальник наш, живо меня к себе забрал, вскоре машинку привезли и посадили меня за нее, брюки выдали шить. «У меня не получится», - повторяла я. «Ты-то не сможешь?» - говорил он. Старые вещи тоже лицевала. Старое износят, надоест - несут мне, я распорю, на другую сторону переверну, получится, как новое!

Все в руках спорилось

В 18 лет вышла Валя замуж за Александрюшку Воробьева. Жили на разных улицах, вместе катались на горушке, а дружить - не дружили.

- А потом пойдёшь в клуб - он там место займёт, плясать пойдём – сядет рядом, чтобы никто не пригласил. Нравилась, видно, ему. Так и поженились, обвенчались, до сих пор вспоминаю этот день как самый счастливый. У Александрюшки была коляска-беговушка, плюшем отделанная, вожжи шерстяные - под цвет плюшу. Бусы на лошади, сбруя с кистями. Сфотографировать бы все это, красиво и весело было…

Шли годы, родились у супругов дети: Галя, Борис и Вера. Муж трудился на прииске в поселке Уралец, жил в казарме, дома подолгу его не было, Валентине Сысоевне одной приходилось хозяйничать. После замужества она нигде не работала, свекор не пускал: «Ни дня не пойдешь шить. Дома нужно работать!»

- Как-то подходит ко мне Александрюшка и говорит: «Ты почини мне пиджак, на пашню ехать надо», - вспоминает пенсионерка. - Покрутила, повертела. Взяла бритву, лицевая сторона у пиджака уже бледная была, а другая - синяя, гладкая. Я быстро сообразила, перекроила, и пиджак готов. Взял он плечики, повесил его и говорит: «В таком не на пашню ездить, а к маме в гости ходить!» Потом подружки стали приносить заказы, пошла молва по поселку: «Какая мастерица у нас Валентина!» Так и шила дома в свободное время, хотя дел и других хватало.

Многое бывало

Еще больше их стало с началом Великой Отечественной войны. Мужа Валентины Сысоевны на фронт отправили. Сходил один раз в бой – живой пришел, в следующей битве получил серьезное ранение. В марте 1945 года пришло письмо с фронта, дети обрадовались: живой, значит!

Александрюшка приехал домой на «пассажирке» и всю дорогу думал, - не помощник уже: были повреждены рука и левая нога, которую потом и совсем отняли. Он по дому хозяйничал на костылях: и поесть сварит, и приберет, а жена с детьми - в лес по дрова да на покос.

- Со слезами до сих пор вспоминаю один из тех дней, - вздыхает долгожительницы. - Скотины мы держали много, летом сено нужно заготавливать, а мужских-то рук не хватало, поэтому Александрюшка брата послал зарод метать. Столяры он тонкие поставил, я ему говорю: «Сломаются!», а он дальше продолжал работу. Зарод тогда у нас был высоченный. Пришли на другой день, а зарода нет - сломало наполовину, сено-то и съехало. Вот уж тут я пала и ревела. Что делать, как быть? Ладно, дождя не было! Пошла на соседний покос крестника просить: «Толя, столяры поставь, сама пробовала - не получается». Быстро он все изладил. А я только крещусь, ведь если сена не будет, скотина голодная останется...

Сколько пережила мужественная женщина! И дрова валила, и зимой по льду переправляла. Как ветер подует, так дрова «сами бегут». Так и жили муж и жена Ворьбьевы вместе более 30 лет: воспитывали и растили детей в трудолюбии.

Помогала вера

После смерти Александрюшки документов никаких не осталось, архив был в Висиме, все сгорело, денег за мужа вдова не получала. Поездила, да все без толку. Сын Борис вскоре заявил: «Я обязан тебя прокормить!» Дети всегда во всем матери помогали.

- Как мужа схоронила, без денег не оставалась: то шерсти продам, то мясо, картошку. Сноха в Свердловске заболела. Поехала я туда к сыну, ведь тяжело ему. Вскоре она умерла. Жила я у сына, поддерживала его. Потом зять умер, муж дочери Веры, тяжело ей одной, помочь надо, жила у нее - все веселее ей будет. Всем старалась помочь. Носки свяжу - отправлю, свинью заколю - мясо посылаю, огурцов наделаю - везу им, - замечает В.С. Воробьева. – А еще я все время молюсь. Мы ведь старообрядцы. На все праздники церковные ходили. Слушали, как родители молятся, и запоминали. На праздник пироги с рыбой пекли, хлеб какой был ароматный! А как рябчиков домой принесут, вот и супец запашистый.

Живи да радуйся!

Дети выросли, настало время с внуками, с правнуками водиться. Сейчас все заботятся о Валентине Сысоевне: и дочь, и внуки, и правнуки, и праправнуки. Очень довольна она и своим социальным работником Ольгой Павловной Железновой, мол, как дочь, - всегда рядом, во всем поможет.

- Нисколько не думаю, что будет впереди, до сих пор делаю, что могу, - таков секрет ее столь долгой, наполненной трудами жизни. - Вот и нынче осенью в 104 года за лопату взялась и выкопала всю картошку, ведь движение – жизнь! Все спрашивают: «В чем секрет долголетия?» Не знаю, не задумываюсь, живу, и слава Богу! Родственники утверждают, что в почитании старших, доброте и трудолюбии кроется этот секрет.

В день рождения В.С. Воробьеву поздравили с такой замечательной датой депутат Законодательного собрания Свердловской области Вячеслав Викторович Погудин, родственники, друзья, ученики Черноисточинской школы.

- Валентина Сысоевна - оптимистичная и позитивная, очень эмоциональная и в то же время спокойная. И работоспособная. Вот и минувшей осенью лопату в руки взяла и выкопала всю картошку. Трое детей, внуки, правнуки. Всех она помнит по именам. С выражением читает стихи. Как врач, я пытался понять причины ее долголетия. Услышал в ответ: « Просто мы работали и работаем». Думаю, что внутренняя доброта, дружелюбие и генетическая предрасположенность оказали влияние на продолжительность ее жизни, - отмечает В.В. Погудин.

Пожелаем и мы долгожительнице крепкого здоровья!

Ксения и Елизавета Захаровы, пос. Черноисточинск, Горноуральский ГО

Фото автора

12:00
1095
Загрузка...