​Как нас «прокатили» в Крым

​Как нас «прокатили» в Крым

Для чего российские власти устанавливают разного рода льготы и тратят на их реализацию огромные средства? «Странный вопрос», - скажете вы. Конечно, чтобы облегчить людям жизнь. Но нет! Очень часто попытка воспользоваться привилегиями превращается в бесполезную нервотрепку.

Испытано на себе

К такому выводу я пришла, попытавшись приобрести субсидированные билеты в Крым. Перелет из Екатеринбурга в Симферополь и обратно по государственной программе стоит 7 тысяч 500 рублей – копейки по сравнению с обычными билетами. Понятно, что ажиотажный спрос при таких ценах неизбежен. Но система продаж, организованная компанией «Уральские авиалинии», вызывает множество вопросов.

В этом году программа забуксовала буквально на старте. Сначала российское правительство тянуло с принятием постановления. Потом долго делили пирог субсидий между авиакомпаниями. Затем «Уральские авиалинии» стали медлить с началом продаж. В других регионах уже бойко продавали дешевые билеты, а на сайте «УА» никакой информации не появлялось. Наконец, свершилось: объявили, что продажи в Екатеринбурге начнутся 6 апреля. Приключения начались!

Информационный центр авиакомпании 3-5 апреля талдычил, что продажа субсидированных билетов еще не началась. Операторы, если удавалось до них дозвониться, утверждали, что бронирование еще не началось:

«Руководство категорически запретило нам бронировать билеты до начала продаж».

Тогда я решила поехать в ночь с 5 на 6 апреля в аэропорт Кольцово, где работает круглосуточная касса авиакомпании. Около 23 часов я поднялась в зал ожидания и увидела, что все кресла заняты охотниками за субсидированными билетами. В списке я оказалась 24-й. Вроде бы пустяк, если учесть, что вскоре списочный состав перешагнул за сотню, однако шансы стать обладателем счастливого билетика, как оказалось, это не увеличило.

Добавляла нервозности и неизвестность, когда же начнут продажу. Кто-то сбегал на разведку к заветному окошечку и вернулся ошарашенный:

«Кассир сказал, что придется ждать до 8 часов утра».

Но продавать билеты начали ровно в полночь.

Впрочем, глагол «продавать» не совсем уместен. Кассир не торговала билетами, а мучительно их выискивала. Первого покупателя она обслуживала минут сорок. Но он хотя бы не зря потратил время. Второй покупательнице не повезло: билетов на нужный ей месяц не было, и она осталась сидеть в помещении кассы в надежде, что билеты появятся. Так и просидела до утра.

Все равны, но кто-то - равнее

Периодически среди очередников обнаружились счастливчики, сумевшие каким-то чудом забронировать билеты, причем, не одни-два, а по пять, девять и даже восемнадцать! Как и где они ухитрились получить бронь, если «Уральские авиалинии» не бронировали билеты, остается тайной. Одна дама уверяла, что ее дочка «совершенно случайно» забронировала билеты 5 апреля в Кольцово. Но для чего тогда в кассу вместе с ней зашла девушка в форме, которую носят работники аэропорта, и с фирменным бэйджиком?

Еще одна женщина отправилась в кассу, торгующую билетами других авиакомпаний, и купила два субсидированных билета детям и один себе – за полную стоимость. За оформление полетных документов ей пришлось выложить по 900 рублей сверх стоимости. Вообще-то это противоречит правилам предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению.

Еще одна странность. В ночь продаж в Кольцово единичные билеты в Симферополь если и находились, то почему-то из Челябинска, а не из Екатеринбурга. Многие и на это были согласны, но ни на июнь, ни на июль, ни на август мест уже не было. И это в 3 часа ночи!

Моя очередь – 24-я - подошла в 5.30 утра. Естественно, купить ничего не удалось. На мой вопрос «Как же смогли распродать все билеты, если не вели бронирования?» кассир ответила: «Однако у многих бронь была». Часом раньше женщина, которая стояла в списке за мной и которой требовались билеты на май, сумела дозвониться до оператора инфо-центра «Уральских авиалиний». На тот же вопрос «Как могли так быстро распродать билеты?» оператор заметила:

«Мы сами ничего не понимаем. На июль и август система вообще не показывает билетов, она их не видит».

Мы «живьем» билетов тоже не увидели...

Зато шуму много

Все время, пока возле кассы в аэропорту разгорались страсти, автоматический голос инфо-центра утверждал, что продажи субсидированных билетов еще не начались. Не сменил он пластинку и после 10 часов утра, когда я из аэропорта приехала в кассу «Уральских авиалиний», расположенную в ТЦ «Гринвич». Сценарий был тот же: кассиры подолгу шарили курсором по экрану компьютеров, но затем разводили руками – билетов нет!

Пока я томилась в очередях, наслушалась всякого.

«Почему было не продавать субсидированные билеты в электронном виде? – удивлялись люди. – Паспорт для этого требуется или свидетельство о рождении? Так ведь можно сканы документов выкладывать. В чем проблема?».

Проблема, как мне кажется, - в желании сделать процедуру как можно более сложной и непрозрачной. Если спустя 22 часа после начала продажи билетов инфо-центр авиакомпании по-прежнему уверял, что они еще не начались, о чем это говорит? О недосмотре или о намерении ввести граждан в заблуждение?

Невольно вспоминаются события 2015 года. Тогда из Екатеринбурга в Симферополь субсидированные перевозки осуществляли несколько компаний. Одна из них почти все билеты реализовала задолго до официального начала продаж: значительную часть, как пояснил тогда сотрудник, выкупили партнеры-туроператоры авиакомпании по условиям отдельного договора. Интересно, не использовали ли эту схему и нынче?

Очень хотелось бы получить ответы на этот и другие вопросы. Например, почему «Уральские авиалинии» начали продавать субсидированные билеты лишь 6 апреля, хотя другие авиакомпании, также задействованные в госпрограмме, стали торговать гораздо раньше? Почему жителям Свердловской области предлагали лететь в Крым и обратно из Челябинска? Неужели в соседнем регионе не было спроса на субсидированные авиабилеты?

Такие непонятки происходят не первый год, неплохо бы надзорным органам провести детальную проверку.

Если по справедливости оценить проявления заботы властей о гражданах, становится обидно. Многие льготы, призванные облегчить людям жизнь, на деле им ее отравляют. Нередко компенсации и субсидии, которые выделяются из бюджета на поддержку тех или иных категорий, подпитывают коммунальщиков, торговлю, фармацевтику, медицину. Теперь вот с помощью программы субсидированных авиаперевозок, призванной сделать доступными перелеты на отдых жителям Урала, Дальнего Востока, спонсируют авиакомпании. Ценят ли они это?

Татьяна Бурова

Фото factroom.ru, todaykhv.ru

133
Загрузка...
Читайте также

Отправьте нам новость

У вас есть интересная информация? Поделитесь ей и обязательно оставьте координаты для связи. Координаты нужны, чтобы связаться с вами для уточнений и подтверждений. Ваше сообщение попадет к нам напрямую, мы гарантируем вашу конфиденциальность как источника, если вы не попросите об обратном. Мы не можем гарантировать публикацию вашей информации, но обещаем отнестись к ней серьезно и обязательно проверить её.