Как избежать обмана
Ежедневно и ежечасно на потребителей обрушивается мощный поток соблазнов. Нам предлагают бесплатные кредиты, дешевые услуги, волшебные лекарства. Но как отличить честных купцов от мошенников? Как добиться возврата зря потраченных денег?
На эти вопросы отвечает старший помощник прокурора Свердловской области по правовому обеспечению Вероника Викторовна Гурышева.
Поток рекламы, льющийся из телевизора, радиоприемника, со страниц газет, журналов, граждане научились фильтровать и пропускают мимо глаз и ушей большинство сомнительных предложений. Однако мошенники это учитывают и разрабатывают все новые схемы обмана. В частности, они пытаются маскироваться под официальные, якобы государственные, организации. К сожалению, многие, особенно люди пожилого возраста, попадаются на эту уловку.
Пенсионеры привыкли добросовестно исполнять все властные предписания. Поэтому, когда из почтового ящика они достают извещение от некой «городской администрации», снабженное оттиском, имитирующим печать ведомства, у них не возникает и тени подозрения, что это – подделка. Честному человеку и в голову не приходит, что можно безнаказанно рассылать бумаги с фальшивыми печатями, штрих-кодами, названиями.
Не спешите выполнять требования, которые предъявляются в подметных письмах, – проводить поверку измерительных приборов, устанавливать фильтры воды и газовые анализаторы, ремонтировать пластиковые окна. Ни одна добросовестная организация свои услуги не навязывает и в принудительном порядке не оказывает.
Необходимо четко уяснить несколько правил.
Первое. Если в листовке, письме или уведомлении сообщается, что в вашем доме проводятся какие-либо плановые работы (замена ванн, установка или поверка счетчиков и прочее), обязательно позвоните в обслуживающую ваш дом организацию (управляющую компанию, ТСЖ) и уточните достоверность информации. Звонить по телефонам, указанным в направленном вам послании, бесполезно, поскольку рекламодатели обязательно попытаются убедить вас в необходимости их услуги.
Второе. Закон о защите прав потребителей налагает на изготовителя, исполнителя, продавца обязанность предоставить потребителю полную информацию о себе, о режиме своей работы и реализуемых товарах, работах, услугах, а также сведения о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего органа. Если вид деятельности, осуществляемый фирмой (предпринимателем), подлежит лицензированию или государственной аккредитации, потребителю должны сообщить номер лицензии или свидетельства об аккредитации, сроках их действия, назвать орган, выдавший лицензию или свидетельство. Когда вам не желают предоставить эту информацию, стоит отказаться от услуг «скрытной» фирмы.
Особенную осторожность при выборе исполнителя следует проявлять в тех случаях, когда вам предлагают установить некое электрооборудование, подключить газовые приборы или обновить отопительную систему. Если вы доверитесь дилетантам, весьма вероятно, что вскоре об этом придется пожалеть – могут произойти утечка газа, протечка труб и другие неприятности.
Третье. Не стоит реагировать на названия фирм, которые похожи на наименования государственных или муниципальных органов. К примеру, на печально знаменитую «Администрацию Единой городской службы», которая навязывает свои услуги по всей стране и ни с одним муниципалитетом не связана.
Согласно Федеральному закону «О рекламе», не допускается размещение указаний на то, что объект рекламирования одобряют органы государственной власти, местного самоуправления или их должностные лица. Если такое указание имеется, значит, перед вами - образчик ненадлежащей рекламы. И если вы пострадали от такой рекламы (скажем, оказанная услуга причинила вред вашему имуществу), то вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, вреда, причиненного здоровью и имуществу, о компенсации морального вреда и так далее.
Подготовила Татьяна Бурова
От редакции: уважаемые читатели, если вам неясен тот или иной закон, если ваши права нарушаются, пишите в редакцию. Мы совместно с прокуратурой Свердловской области постараемся дать вам разъяснения.