Где в России жить хорошо?
На смену извечному вопросу: кому на Руси жить хорошо, пришел другой, не менее важный - где жить дешевле. Составить об этом представление можно с помощью последних данных Росстата о стоимости фиксированного набора наиболее востребованных потребительских товаров и услуг.
Список, о котором идет речь, состоит из 83 позиций. Сюда входят 30 видов продовольственных товаров: от хлеба, мяса и овощей - до пельменей, тортов, жевательной резинки и конфет, 41 вид - непродовольственных товаров и 12 видов услуг, включая стрижку, посещение бани и пользование Интернетом.
В среднем по стране, по сведениям за июнь, стоимость набора составила 13 тысяч 863 рубля. Однако по регионам цифры заметно отличались.
Дешевле всего набор оказался в Кемеровской области, там его стоимость была на уровне 11 тысяч 733 рублей - на 15 процентов меньше среднероссийского показателя. Дороже всего - на Камчатке, где тот же набор товаров и услуг стоил уже 23 тысячи 815 рублей 60 копеек - на 71 процент дороже среднего уровня.
Если же смотреть по округам, то самый бюджетный вариант фиксированного набора товаров и услуг Росстат обнаружил в Крыму и Севастополе, которые на тот момент еще представляли собой отдельный Крымский федеральный округ. Там показатель составлял 12 тысяч 190 рублей - на 12 процентов ниже среднероссийского уровня. Самым дорогим набор оказался в Дальневосточном округе - чуть больше 17 тысяч 302 рублей -на 24 процента выше, чем в среднем по стране.
В Москве жизнь, как выяснилось, дороже среднероссийского показателя почти на 45 процентов - стоимость фиксированного набора за июнь в столице составила 20 тысяч 99 рублей. В Санкт-Петербурге набор был на пять тысяч дешевле.
По словам Вячеслава Бобкова, генерального директора Всероссийского центра уровня жизни, стоимость набора самых востребованных товаров и услуг Росстат использует для наблюдения за ценами и сопоставления покупательной способности населения в разных регионах страны.
Что касается цен, то они сейчас растут не столь заметными темпами, как в прошлом году. По данным Росстата, за шесть месяцев 2016 года инфляция увеличилась на 3,3 процента. Заметнее всего прибавили в стоимости непродовольственные товары - 3,8 процента, услуги подорожали минимально - на 2,7 процента.
А вот покупательная способность россиян, к сожалению, продолжает снижаться, констатирует Вячеслав Бобков.
Данные исследовательского холдинга "Ромир" это подтверждают. В том же июне расходы жителей страны показали беспрецедентное падение по сравнению с предыдущим месяцем. Они сократились на 11,4 процента. В разрезе 12 месяцев траты на повседневные товары увеличились всего на 5,8 процента, не дотянув до накопленной за этот период инфляции в 7,5 процента, рассчитанной Росстатом, констатируют аналитики. Таким образом, реальные расходы россиян снова откатились на уровень двухлетней давности, уступив показателям и 2015, и 2013 годов.
Общая динамика индекса потребительской активности в июне в целом совпадала с трендом предыдущих лет, отмечается в исследовании "Ромир". Однако раньше, по свидетельству экспертов, ни разу не наблюдалось столь резкого и ощутимого падения, как в нынешнем году.
Жители страны, как это ни печально, продолжают экономить. Средний чек - сумма, которую тратит среднестатистический россиянин за один поход в магазин, в июне сохранил майскую величину.
Доля продовольствия в общей корзине затрат, правда, немного подросла, поднявшись до 54 процентов. Но при общем сокращении расходов этот факт дал аналитикам повод предположить, что граждане, отдавая больше денег на продукты, просто старались экономить на непродовольственных товарах.
Есть еще один нюанс. Росстат впервые с начала кризиса зафиксировал рост разрыва в доходах разных категорий населения. Это показал коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) - самый известный в мире индикатор имущественного расслоения. По итогам первого полугодия 2016 года он вырос до 0,399 по сравнению с 0,396 - уровень, который был в это же время в прошлом году.
Если говорить более понятным языком, то доля доходов 20 процентов самого бедного населения уменьшилась в первом полугодии на 0,1 процентных пункта (до 5,6 процента, по сравнению с 5,7 процента годом ранее). Доля доходов 20 процентов наиболее обеспеченных граждан напротив увеличилась на 0,2 процентных пункта (с 45,7 процента до 45,9 процента).
Юлия Кривошапко, «Российская газета», rg.ru