Главный портал пенсионеров

Снайпер Надя была лишь на голову выше винтовки

Снайпер Надя была лишь на голову выше винтовки

Новую рубрику, приуроченную к 73-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, мы начинаем с рассказа о снайпере Надежде Макаровой (по мужу Миновой).

Добровольцы из Таборов

В 1942 году в семью Макаровых, живущих в Таборах, принесли похоронку на отца. Дочь Надя решила: она должна отомстить за его смерть!

Военком даже слушать девчонку не хотел. Но она оказалась настырной, добилась своего и по комсомольской путевке добровольцем поступила в школу снайперов.

По всем параметрам Надежде должны были отказать в приеме: ей не хватало ни образования, ни роста - всего 148 сантиметров вместо требуемых 160-и, ни веса. Решающую роль сыграла ее меткость. За несколько месяцев до ее попытки прорваться на фронт в Таборы вернулся с войны раненый земляк, набрал группу девчат и обучил их стрельбе.

Чему учили в московской школе снайперов? Прежде всего, маскироваться и без промаха бить в цель. Устраивали учебные походы – в ночное время, с полной выкладкой. Помимо винтовки и гранат - саперная лопатка, маскхалат, противогаз, прочий солдатский скарб. Минимум 36 килограммов веса. Наша героиня в ту пору весила не намного больше, но все выдержала.

Через полгода новоиспеченных снайперов отправили на фронт.

- С вокзала эшелон провожало много народа, - вспоминает Надежда Алексеевна, - женщины плакали и причитали: «Каких молоденьких на мясо отправляют!». А мы радовались, что добились своего - едем бить врага.

«Карандаши» или «стеклышки»

С юмором рассказывает фронтовичка о том, как вместе с однокашницами попала на передовую.

- Помню, бежит радостный командир, которому доложили, что пополнение прибыло. Увидал нас и в лице переменился, - смеется Надежда Алексеевна. – Молоденькие, необстрелянные… Таких, как мы, в дивизии «карандашами» называли. Было у снайперов и еще одно прозвище - «стеклышки», оно пошло от поблескивающих оптических прицелов на винтовках.

бой новоиспеченных снайперов бросили не сразу. Им дали время осмотреться, свыкнуться с обстановкой, перенять опыт у бывалых бойцов. В один из дней повели девчат на «экскурсию» по местности.

- Когда подошли к просеке, не сразу поняли, что это на деревьях развешано: то ли кули, то ли чучела, - рассказывает Надежда Алексеевна. – А когда разобрались, у нас случилась истерика: это были истерзанные немцами тела наших пленных солдат, без головы, без рук. Таким жутким оказалось знакомство с боевой обстановкой. Сражение шло не на жизнь, а на смерть, потому снайперы на задание, помимо винтовки, обязательно брали две гранаты: одну - для врага, вторую - для себя, чтобы не попасть в плен.

Первая вылазка

На задание ходили парами. У Надежды Макаровой в напарницах были сначала Саша Кузьмина, потом Клава Вавилина. С Клавой они встретили Победу и после войны много раз встречались, ездили по местам боевой славы. Первую свою вылазку на боевое задание Надежда Алексеевна помнит так живо, будто это было вчера. Наводку на объект дали разведчики.

- Ребята говорят: «За железнодорожной насыпью немцы ходят без всякого страха, как у себя дома. Надо их наказать», - рассказывает участница войны. – Показали место, где можно пробраться на нейтральную полосу. Мы замаскировались и ждем. Место оказалось болотистым, комары и мошкара нас облепили, но отмахнуться нельзя – выдадим себя. Лежим, терпим. Вдруг видим - что-то блеснуло. Глянула в оптический прицел – идет немец с ранцем и чайником, видимо, несет своим завтрак. Ну, я его и сняла…

С вражеской стороны застучали пулеметы. Пришлось нашим снайперам снова затаиться, ждать темноты. А когда вернулись к своим, их встретили хохотом. Один из солдат подал девчатам зеркальце. Надежда глянула и обомлела: лицо превратилось в красно-синюю распухшую маску с узкими щелочками глаз, – мошкара постаралась.

До встречи с Надеждой Алексеевной я всегда думала, что главное для снайпера – меткость и твердая рука. Оказалось, нет. Главное - терпение, терпение и еще раз терпение. В стужу и зной, под проливным дождем нужно лежать, не шевелясь, и терпеть – голод, жажду, холод, атаки гнуса и слепней, онемение мышц… Награда за терпение – уничтоженный враг и очередная зарубка на прикладе винтовки. У Надежды Макаровой таких зарубок было 36. Но ставили их только за убитых фашистских снайперов, остальных врагов не учитывали.

Снайперская дуэль

А еще снайпер должен уметь маскироваться. Этому искусству учились и друг у друга, и у гитлеровцев. Основную охоту снайперы вели на снайперов: немцы – на наших, наши - на немецких. Однажды Надежду вызвал командир полка и поставил задачу: снять вражеского снайпера, на счету которого уже несколько офицеров и разведчиков. На это задание Надежда отправилась с Клавой Вавиловой. Двое суток высматривали из засады, где затаился враг. Лишь на третий день Надя догадалась, что труп лошади, который лежит на нейтралке, - это шкура, натянутая на каркас, в которой устроился снайпер. Подловила, когда он шевельнулся, и послала пулю в цель.

В отличие от артиллеристов, минометчиков, летчиков, которые вели огонь по крупным целям – дотам, окопам, танкам, снайперы в прицеле всегда видели человека. Чтобы не дрогнула рука, надо было и разумом, и сердцем понимать, что перед тобой враг. Впрочем, гитлеровские вояки своими зверствами быстро лишали советских бойцов сентиментальности. Насмотреться Надежде довелось всякого.

Пойманных разведчиков и снайперов гитлеровцы перед казнью пытали, а обезображенные трупы бросали на нейтралку, чтобы их видели. Во время уличных боев в городах засевшие в зданиях немцы ставили маленьких детей между оконными рамами в качестве щита. Естественно, наши снайперы и бойцы не могли вести обстрел, шли на штурм через подъезды.

Впрочем, были на фронте и забавные случаи. Как-то, высматривая цель, Надежда заметила, что немцы периодически бегают в шалашик, который находится возле леса. Решила подкрасться поближе. На ее удачу туда как раз зашел офицер. Надежда раздвинула ветви шалашика, наставила винтовку и скомандовала: «Хенде хох!» И только тут уяснила, что шалашик – это импровизированный туалет. Застигнутый со спущенными штанами немец сопротивляться не мог и пошел, подгоняемый снайпером, в плен.

- Ну, и смеялись ребята, когда нас увидели, - вспоминает фронтовичка.

Последняя зарубка

Последнего своего немца она сняла уже в Германии, под Берлином. Это был вражеский снайпер. Дуэль оказалась долгой, выматывающей. Трое суток Надежда караулила в засаде противника, наконец, увидела, как он спускается с дерева, но выстрелить не успела. Почувствовала удар в грудь, резкую боль в правом ухе, привкус крови во рту, на миг потеряла сознание. Когда пришла в себя, поняла, что ее провели. Тот, кто спускался с дерева, был приманкой, она на нее клюнула. Превозмогая слабость, Надежда прильнула к оптическому прицелу. А когда спустились сумерки, увидела, как с другого дерева спрыгнул человек со снайперской винтовкой. Надежда выстрелила и не промахнулась.

- Ночью за мной пришли наши разведчики, унесли в медсанбат, - рассказывает Надежда Алексеевна.- Как оказалось, пуля ударила в медаль, которая была под маскхалатом, срикошетила и контузила меня, но не убила. Спасла меня медаль!

Медали у снайпера Надежды Алексеевны Миновой - самой высокой солдатской пробы: «За отвагу», «За боевые заслуги». Среди множества наград на военном кителе - значок гвардейца, орден Отечественной войны.

Жизнь после войны

После войны девушка выучилась на хирургическую медсестру, работала в госпитале управления внутренних дел Свердловска. Вышла замуж за парня, с которым училась до войны в школе. Детей родила поздно – сказались на здоровье фронтовые нагрузки и переохлаждения. Но зато и сын, и дочь стали для матери опорой в старости.

Сейчас живет фронтовичка в поселке Монетном Березовского района, состоит на учете в местном совете ветеранов. Она все такая же миниатюрная и хрупкая, какой была в молодости. И такая же сильная, отважная, какой была на фронте. Я прикинула, и получилось, что снайпер Надя была выше винтовки лишь на голову - всего на 24,8 сантиметра. Да, не рост определяет качества бойца!

Татьяна Бурова

Справка

Принятый РККА в 1942 году «Боевой устав пехоты» так определил круг задач снайперов: «Уничтожение снайперов, офицеров, наблюдателей, орудийных и пулеметных расчетов, экипажей остановившихся танков, низко летящих самолетов противника и вообще всех важных, появляющихся на короткое время и быстро исчезающих целей… Снайпер должен также уметь показать трассирующей пулей и другими способами пехоте, артиллерии, минометам и противотанковым ружьям важные цели, не уязвимые пулей: танки, ДОТ, орудия».

Цели для снайперов появлялись на короткие промежутки времени (4-6 секунд) при скорости движения 2-3 м в секунду. Предельная дистанция стрельбы снайпера – 800 метров, однако чаще снайпер вел прицельный огонь с 600-400 метров.


Источник:
Фото автора и smolbattle.ru (неизвестные девушки-снайперы)
09:15
1565
Загрузка...