"Пенсионер" в Дегтярске: выездная приемная

"Пенсионер" в Дегтярске: выездная приемная

Кроме нас, помочь нам некому" - к такому выводу пришли жители Дегтярска, где на прошлой неделе работала первая выездная общественная приемная газеты «Пенсионер».

Точка на карте области для редакционного десанта была выбрана неслучайно. Приехать в город сотрудников «Пенсионера» пригласил местный совет ветеранов – крепкий, сплоченный коллектив людей, которые любят Дегтярск и хотят, чтобы он обрел прежнюю трудовую славу, которую утратил в конце прошлого века.

Толчком послужила публикация в нашей газете материала «Обезглавленная власть», где речь шла о сложностях с выборами главы администрации в Гарях: большинство населения и депутатов ратовали за одну кандидатуру на пост мэра, а им пытаются навязать другие.

То же самое происходит и в Дегтярске. Председатель совета ветеранов Любовь Якова и член совета Татьяна Дроздова обнародовали на страницах нашей газеты позицию многих горожан. Вы их письмо наверняка читали. Мы получили приглашение приехать, чтобы вникнуть в суть происходящего на месте. Охотно согласился принять участие в разговоре и мэр Дегтярска Игорь Николаевич Бусахин.

Вспомнить, что было

Начнем с грустного. Трудовая слава Дегтярска осталась, увы, в прошлом. Она померкла после закрытия рудоуправления и шахт, где добывали медь. Дегтярск разделил печальную участь всех моногородов, чье процветание строилось исключительно за счет градообразующего предприятия. Не стало его – захирело все.

О прошлом напоминают два террикона да мощные некогда корпуса предприятий, которых время и безделье превращают в развалины. Рукотворные горы образовались еще в начале прошлого века, когда пустую породу поднимали наверх. Позднее ее стали забивать в выработанные шурфы, прогрессивная технология избавила город от новых терриконов.

Свидетелями былого благополучия являются также Дворец культуры, в сквере которого в советские времена работали фонтаны, и огромный стадион, закрытый потому, что трибуны обветшали и превратились в зону риска. Пока в невозвратном прошлом остается и общественный транспорт с разветвленной сетью маршрутов, позволявшей горожанам в любое время добраться до работы, больницы, школы, коллективного сада.

О нынешней жизни города и о перспективах его развития говорили в выездной общественной приемной «Пенсионера» представители первичных ветеранских организаций, которых в Дегтярске так же много, как много было некогда успешно работающих предприятий и организаций.


Цветы и подарки юбиляру

Во время работы общественной приемной газеты «Пенсионер» состоялось чествование Нины Павловны Наумовой (на фото слева), которой исполнилось 90 лет. Председатель городского совета ветеранов Л. В. Якова (на фото справа) и главный редактор газеты «Пенсионер» Н. Д.Березнякова вручили юбиляру подарок, а глава городского округа И. Н. Бусахин преподнес роскошный букет.



По городу – на такси?

Для Наты Анатольевны Леденцовой, представителя совета ветеранов бывшей медсанчасти бывшего рудоуправления, как и для большинства жителей Дегтярска, самой больной является транспортная проблема. Отметим, что она, как и препоны к ее решению, являются типичными и для других уральских городов и поселков.

- В феврале исполняется два года, как у нас нет маршрута, который проходил бы через город. Автовокзал построили в конце улицы Калинина, на выезде из Дегтярска в сторону Ревды. Междугородные маршруты, которые раньше пересекали город, теперь идут по объездной дороге. И если раньше мы могли воспользоваться ими для поездок внутри города, то сейчас вынуждены во многие места добираться либо пешком, либо на такси. Местный автобус ходит лишь утром и вечером.

- Я тоже с ностальгией вспоминаю старые добрые советские времена, - говорит И. Н. Бусахин. - Но сейчас мы живем в условиях рынка. Междугородные автобусы находятся в компетенции областного министерства транспорта, который утверждает их маршруты со всеми остановками. Установить схему движения междугородного транспорта по желанию жителей - не в моей компетенции. И водители не имеют права высаживать и брать пассажиров, где им заблагорассудится. Только на остановках, иначе оштрафуют.

Транспортная проблема напрямую связана с необходимостью противостоять террористическим угрозам. Сначала автовокзал в Дегтярске планировали построить в центре города, возле Дворца культуры, но пришлось вносить коррективы, поскольку рядом - объект массового посещения людей.

- В 2013 году мы запустили по городу муниципальный автобус №6, - продолжает мэр, - но все закончилось возбуждением уголовного дела в отношении руководства муниципального предприятия. Привлечь частного перевозчика на маршрут сложно, поскольку он убыточный даже при условии компенсаций из городского бюджета. Все же добиться того, чтобы 6-й маршрут ходил, захватывая все остановки, - моя задача, я ее решу. Но надо понимать, что на организацию пассажирских перевозок нужны огромные деньги. Мало запустить сам автобус, необходимо оборудовать остановочные платформы, освещение, если рядом пешеходный переход, то обязателен мигающий указатель.

Таксисты, по словам местных жителей, из-за отсутствия в городе общественного транспорта совсем совесть потеряли. Игорь Бусахин надеется, что их аппетиты удастся урезать с помощью конкуренции: есть надежда, что часть таксистов передислоцируется в Дегтярск из Екатеринбурга, где рынок их услуг перенасыщен.


Визитка

Для жителей Дегтярска Игорь Бусахин - свой, коренной. Хоть и родился в Казахстане, но с 13 лет семья перебралась на Средний Урал. В Дегтярске он учился, отсюда ушел служить в армию. После окончания Белоярского энергетического техникума попал по распределению на Хмельницкую атомную электростанцию. В начале 1990-х вернулся в Дегтярск, прошел путь от электрослесаря до гендиректора коммунального предприятия. Окончил Уральскую академию госслужбы. Дважды избирался депутатом городской Думы. В 2012 году, набрав почти 64 процента голосов избирателей, был избран главой городского округа.


Бюджет не резиновый

Потребностей у города, который в 1990-е пришел в запустение, много, а средств в бюджете мало. Чтобы получить что-то сверху, необходимо либо экономить, либо привлекать инвестиции. За последние три года главе городского округа удалось привлечь почти 1,5 миллиарда инвестиций. Вроде бы много, но «дыр», которые срочно нужно латать, - еще больше.

- Гагаринский район замерзал, - говорит один из жителей. - Сейчас там стало тепло, люди довольны.

- Я этому очень рад, - отвечает И. Бусахин. - В реконструкцию и ремонт системы теплоснабжения мы вложили сотни миллионов рублей. Сейчас взят курс на передачу тепло- и водоснабжения в концессию бизнесу. Я постараюсь, чтобы предприятия и сети попали в надежные руки.

«Будет ли горячая вода летом в жилых домах?» - интересуются жители. Чтобы ответ был положительным, в подвалах пятиэтажек нужно ставить теплообменники, а это 350 тысяч рублей на один дом. Опять где-то нужно изыскивать средства.

- В Дегтярск я приехала в начале 1960-х, после окончания мединститута, - говорит Ната Анатольевна Леденцова. - В те годы в городе построили огромную больницу. Там были хирургия, родильное, детское, инфекционное, туберкулезное отделения. Поликлиника с полным штатом специалистов. Сейчас, после пресловутой оптимизации здравоохранения, удалось сохранить очень немногое. И на том спасибо, ведь где-то и этого не осталось. Но на весь город сейчас - один зубной врач. Надо привлекать кадры!

- Мы держали три квартиры в качестве резерва для врачей,- объясняет мэр. - Одна из них до сих пор пустует, ждет специалиста. Мой заместитель ездил на ярмарку вакансий в медицинский университет, но никто не хочет ехать в Дегтярск. Считаю, надо вернуть советскую систему распределения молодых специалистов: получил образование бесплатное или по целевому направлению – будь добр отработать.

Тут уже Игорь Бусахин обратился с риторическим вопросом к ветеранам: «Скажите, уважаемые сограждане, где трудятся ваши дети? Они не хотят работать в родном городе, они предпочитают ездить в Екатеринбург. Мегаполис, как пылесос, высасывает из провинции самых умных и работящих. Помогайте решать кадровую проблему – убеждайте своих детей работать на малой родине».

Еще одна серьезная проблема – нехватка педагогов. Да и школа новая городу нужна. Но в наши дни построить ее не так просто. В Дегтярске хотели возвести школу на 700 мест, но только на проект надо 8 миллионов рублей, так как типовые не подходят: они либо на большее число учащихся рассчитаны, либо на меньшее. Городские власти решили провести капремонт одной школы, а к другой сделать пристрой. Сейчас обсчитывают этот вариант.

Без производства город умрет

Справедливости ради отметим, что Дегтярск потихоньку выбирается из ямы, в которую попал в конце ХХ века. Предприятия модернизируются, перепрофилируются. Но возрождение идет медленно. Главная помеха – инертность.

- Я обращался к руководителям предприятий с предложением готовить квалифицированных специалистов, - говорит И. Бусахин. – В городе есть УПК, надо оснастить его оборудованием и готовить кадры. Все вроде не против, но дело с места не движется. А ведь область готова финансировать создание рабочих мест, выделить в качестве субсидии около 30 миллионов рублей, надо лишь разработать и представить программу.

Рассказал глава и о неудаче, которой увенчалась попытка спасти швейную фабрику. Об этом его просили избиратели.

- Мы хотели привлечь женщин, освободившихся из мест заключения, других желающих ехать к нам, увы, не было, - вспоминает глава Дегтярска. – Но что мне заявили те же избиратели? «Бусахин нам «зэчек» навезет, не надо их». Хотя каждая из работниц могла бы взять 5-7 учениц, дегтярцы получили бы работу. В итоге фабрику продали за 560 тысяч рублей – даром, считайте, отдали…

Пыталось зайти в Дегтярск и производство по производству сурьмы. Но население восприняло идею в штыки. Не дожидаясь экологической экспертизы проекта, люди вышли на митинги протеста. В результате город не получил ни рабочих мест, ни денег в бюджет. Конечно, сурьмяное производство безвредным не назовешь, но современные технологии позволяют свести риск к минимуму. Но дегтярцы, памятуя об экологических последствиях добычи меди, не желают пускать на свою землю потенциально вредные производства.

Я поинтересовалась: почему рабочий город не желает пускать к себе заводы? Ведь без производства бюджет не наполнишь, значит, не решишь транспортную или любую другую проблему. Когда произошел переворот в сознании?

- Отток тружеников начался в 1980-е годы и стал массовым после закрытия рудника, - объясняет И. Бусахин. - В Норильск, в Магадан уехала основная часть рабочего класса. Тех, кто понимал роль производства, промышленности, мог кулаком по столу стукнуть… Сравните - в 1970-е годы в Дегтярске проживало 28 тысяч человек, сейчас – 16 тысяч.


Американский след

Во времена НЭПа (1925-30 годы) шахты Дегтярска были отданы в концессию американской компании «Лена Голдфилс Лимитед». Любопытно, что в числе рабочих были родители Ричарда Никсона.

Летом 1959 года будущий 37-й президент США Ричард Никсон во время поездки по России посетил Дегтярск и даже спустился в шахту.

В конце прошлого года в Дегтярск заезжал сын американского летчика Френсиса Пауэрса, чей самолет, начиненный шпионской техникой, был сбит под Свердловском 1 мая 1960 года. Американец посетил могилу советского летчика-истребителя Сергея Сафронова, который охотился за самолетом-шпионом и был по трагической случайности сбит нашей ракетой. Упал МиГ под Дегтярском, трагедия разыгралась на глазах у горожан – участников первомайской демонстрации.


А что народ?

Ветераны Дегтярска относятся к той части населения, которая хочет, чтобы И. Н. Бусахин оставался главой городского округа. Но поскольку человека на эту должность теперь выбирает не народ, а депутаты городской Думы, кандидатура Бусахина не проходит. Канитель длится уже два года. Устав от неопределенности, Игорь Николаевич даже заявил самоотвод на одном из очередных этапов выборной гонки. Однако горожане заставили его передумать.

- В мой адрес звучало много обвинений, теперь все ревизии и проверки завершены, никаких нарушений не найдено, я готов опять выдвинуть свою кандидатуру, - объяснил И. Бусахин. – Не хочу, чтобы было порушено то, что удалось сделать. Но если мы заговорили о выборах, то надо, чтобы мы с вами, ваши дети и внуки включились в работу. Кроме нас, нам помочь некому.

Дискуссия о том, кто является лучшим руководителем территории – коренной житель или варяг, длится не первый год. Хотя ответ очевиден: лучшим является тот, кто умеет лучше руководить. Однако новая схема выборов главы муниципалитета, по сути, делает население лишь посредниками процесса. А потому и выбор адекватного руководителя исполнительного органа власти будет зависеть оттого, насколько адекватных депутатов выберут граждане.

- Нельзя пренебрегать выборами, - говорит ветеранам И. Бусахин. – С тех, за кого мы проголосовали, мы можем спросить. А что получается на практике? Мы успешно выполняем программу переселения из аварийного жилья, которую без субсидий из федерального и регионального бюджета не вытянули бы. Разве плохо, что построили новый микрорайон и переселили людей из 27 бараков? Но прошлой осенью в день выборов заехал во двор новеньких домов на улице Фурманова. Спрашиваю: «На избирательные участки все сходили?» В ответ: «Нет». В итоге явка на губернаторских выборах в городе была немногим больше 21 процента. Нам все равно, кто будет у власти?

Как мы убедились, народ в Дегтярске не безмолвствует. Он знает, чего хочет и старается этого добиться. А это внушает надежду, что город возродится.

Татьяна Бурова

Фото автора, life-list.ru/poezdki/degtyarsk-srednij-ural

16:00
1054
Загрузка...