Поиграли в демократию, и хватит…

Поиграли в демократию, и хватит…

Накануне эпохального, с точки зрения Екатеринбурга, события речь шла и о консолидации сил в борьбе с инициативой губернатора по отмене прямых выборов мэра города, и о митинге, организаторы которого планировали собрать несколько тысяч горожан, не согласных с решением областной власти лишить их права самостоятельно определять, кто встанет у руля полуторамиллионного мегаполиса. Сутки спустя и на протест оппозиции, и на общественное мнение в очередной раз попросту наплевали…

Конечно, если смотреть с точки зрения некоторых екатеринбуржцев, которые убеждены, что жизнь кипит только в областной столице, а за ее пределами – простите, «болото», произошла трагедия. Нет, катастрофы не случилось. Просто жители столицы Среднего Урала впервые столкнулись с тем, что уже давно и прочно закреплено в нормативных актах городов и районов большой Свердловской области.

То ли есть альтернатива, то ли ее нет

Собрав журналистов, депутаты регионального Заксобрания Александр Ивачев от КПРФ, Андрей Жуковский от «Справедливой России», а также их коллеги из Екатеринбургской городской Думы Михаил Вечкензин от ЛДПР и Константин Киселев от «Гражданской платформы» сообщили, что выступают против предложения губернатора Куйвашева об отмене прямых выборов мэра Екатеринбурга. Есть альтернативный вариант законопроекта, разработанный депутатом Вячеславом Вегнером, по которому судьбу выборов мэра должны будут решить вновь избранные депутаты гордумы. Раз народ их выбрал, значит, он им доверяет, значит, они и решат, быть выборам мэра, или фактически городом станет управлять некий устроивших всех назначенец. То есть конкретно об отмене самих выборов речь в «альтернативе» не шла.

Под щелчки фотоаппаратов участники встречи торжественно подписали этот вариант законопроекта и пообещали, что на следующий день, на заседании Законодательного собрания, проголосуют против предложения губернатора и предложат рассмотреть свой проект. «А вечером приглашаем на митинг против проекта губернатора!» - прозвучало в финале пресс-конференции.

Впрочем, тут же и Ивачев, и Жуковский заметили, что сами выступать на митинге не будут. Оно и понятно, собирали его либералы, с ними рядом стоять парламентской оппозиции вроде как не с руки. Вот вам и первый звоночек будущего провала!

Митинг прошел, было на нем, по разным оценкам, от 1 до 4 тысяч присутствующих. Репортаж читайте на следующих страницах. Сейчас речь не об этом. На следующий день Заксобрание практически единодушно поддержало губернаторский проект «О внесении изменения в статью 5 закона

Свердловской области «Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области»: «за» инициативу проголосовали 42 депутата, против — четверо. Всего, напомним, в областном парламенте 50 депутатов, еще четыре то ли не были на заседании, то ли воздержались.

Далее – цитата из пресс-релиза, размещенного на официальном сайте Заксобрания: «Депутат Вячеслав Вегнер, который вносил и отозвал альтернативный законопроект, убежден, что мэр должен быть сильным, и не только осуществлять представительские функции, как сейчас, разрезать ленточки на открытии торговых центров, а заниматься хозяйством, думать о городе и его жителях, стремиться

сделать его чище и комфортнее для проживания. Председатель комитета Заксобрания по региональной политике и развитию местного самоуправления Михаил Ершов… отметил: «Наша главная задача – выбрать сильного мэра, профессионала, с опытом управленческой деятельности, с опытом работы в государственных и муниципальных структурах». Второй момент, на который он

обратил внимание: по внесенному губернатором варианту выборы не уходят, выборы остаются, потому что сначала избираются депутаты городской Думы, а затем они выбирают мэра из кандидатур, предложенных конкурсной комиссией».

Закон вступит в силу после того, как его подпишет глава Свердловской области. Присутствовавший на заседании мэр Евгений Ройзман заявил, что если закон будет принят, он будет восприниматься как «оскорбление жителей Екатеринбурга»…

Видимо, тот факт, что жители прочих муниципалитетов Свердловской области уже давно «оскорблены», оппозицию до сир пор не волновал. Действительно, за Екатеринбургом жизни нет…

До вас здесь солнце не всходило?

До этого момента Екатеринбург и Нижний Тагил оставались едва ли не единственными оазисами демократии, где жители могли самостоятельно, без подсказки «сверху» выбрать главу муниципалитета. Все остальные территории давно перешли на так называемую двуглавую систему руководства: избиратели голосуют за кандидатов в депутаты местных дум, а уж затем избранные депутаты выбирают среди претендентов, одобренных некой конкурсной комиссией, самого достойного на пост сити-менеджера, или главы местной администрации. Главой территории – муниципального образования или городского округа – в этом случае именуют председателя местной думы.

Так было и в Екатеринбурге: избранный наперекор желаниям областной власти в 2013 году Евгений Ройзман стал официально главой города Екатеринбурга и председателем Екатеринбургской городской Думы. А руководителем администрации областного центра остался Александр Якоб. Именно в его руках в итоге оказались сосредоточены все полномочия по решению хозяйственных, социальных проблем мегаполиса.

Теперь Ройзмана обвиняют в том, что он так и не стал полноправным руководителем города. Мол, ленточки разрезал да самопиаром занимался. А кто ему полномочия дал, чтобы дорогами, транспортом, водопроводом и благоустройством заниматься? Был неугодным кандидатом, стал «усеченным» мэром. Теперь вот и вовсе выборы главы Екатеринбурга отменили. Ничего нового, по этому пути прошли руководители многих территорий области. Мэры, которого местные жители выбрали вопреки указаниям областной власти, «прокатив» на выборах «нужных» претендентов, как правило, до конца срока не дорабатывают. Но почему-то оппозиция в лице тех же депутатов ЗакСо по этому поводу не возражала. Что же раньше-то молчали, господа?

Хотите печальные примеры? Пожалуйста!

Пожалуй, началось все с избранного главы Североуральска Юрия Фролова. Весной 2010 года он участвовал в выборах мэра шахтерского города от «Справедливой России», победил, летом сражался со страшными лесными пожарами, а уже осень того же года был обвинен во взятках. Дело его шло долго, нудно, судьи один за другим брали самоотводы, обвинение разваливалось, потом и самих взяткодателей осудили и отправили в места лишения свободы – за другие прегрешения. А мэр Фролов, которого, кстати, поддерживали местные жители, пропал без вести. Вроде как сгинул на рыбалке…

Чехарда была и вокруг глав Первоуральска: горожане весной 2008 года, опять же не согласившись с кандидатурой «официального» кандидата, проголосовали самовыдвиженца Максима Федорова, который пользовался поддержкой ЛДПР. Он тоже недолго проработал: через два с небольшим года его вынудили уйти в отставку. Мол, не справился, не смог… Конечно, был глава эксцентричен, что называется, любил выпить, но изо всех сил старался противостоять диктату крупных поставщиков коммунальных ресурсов, пытался выстроить адекватную ценовую политику в интересах жителей. Погиб экс-глава вскоре после уходи с должности при странных обстоятельствах – некто нанес ему тяжелейший удар по голове у подъезда родного дома.

Следующие выборы в Первоуральске вновь пошли не по сценарию, утвержденному областью: нужных кандидат проиграл, победу праздновал Юрий Переверзев, который сначала входил в ряды КПРФ, позднее перешел в «Яблоко». При нем был отремонтирован огромный мост - практически единственный въезд в четвертый по величине город области. Но Перерверзев также не доработал мэрского срока – ушел в отставку после упорной борьбы с местным градообразующим предприятием, которое видело на ключевых городских постах лишь своих назначенцев.

Видимо, обжегшись несколько раз, область решила: баста! Хватит народной демократии, наигрались! Будем мэров, или как их назвали «по-заграничному» - сити-менеджеров, назначать! Депутаты Заксобрания не возражали.

Сомнительная польза

Может, назначенный мэр, или, как лукаво комментируют инициаторы проекта, «избранный местными депутатами из числа предложенной комиссией кандидатов», действительно, более эффективен? Может, народ глуп и выбирает плохих мэров другим назло? Может, есть примеры отличной работы кем-то то ли избранных, то ли назначенных глав?

«Пенсионер» - газета областная, в редакцию поступает немало сигналов с мест о беспомощности местных властей решить конкретные проблемы на территории. Яркий пример – глава Махневского МО. Мэром Махнево стал сторонник «Единой России», ныне член «ЕР» Александр Лызлов, его избрали по модели, когда глава муниципального образования – руководитель местной администрации выбирается депутатами местной Думы из числа кандидатов, прошедших конкурсный отбор.

А в начале 2017 года жители Махневского муниципального образования организовали сбор подписей против Александра Лызлова. Активисты требовали освободить от занимаемой должности чиновника, который часто был замечен «подшофе», отсутствии на рабочем месте и полном равнодушии к проблемам района.

Жители с отчаянием писали о неблагоприятной обстановке, которая сложилась за два года в округе с момента появления главы Лызлова. В 2016-м и начале 2017 года муниципалитет не вошел ни в одну из областных программ. Жаловались люди на проблемы с местной больницей, детским садом, непригодными домами для детей-сирот. Сельчане просили вышестоящие власти освободить мэра от занимаемой должности. В ответ махневцы получили упрек в том, что они сами – склочники, шантажисты и не могут договориться с местной властью. Есть ли возможность у жителей тех территорий, где глава назначен, а не избран, добиться его снятия? Вопрос, похоже, риторический.

Вернемся в Первоуральск. Ввели здесь двуглавую систему. Распри вроде бы прекратились, но город, по сути, превратился в политическое «болото», где все находится в руках ставленников области, градообразующего предприятия, где на ключевые должности назначают выходцев с НТЗ, где периодически вспыхивают коррупционные скандалы, но все тихо гасится на местном уровне. Зато в глазах области Первоуральск – отныне благополучная территория. Такой участи область добивается для всех муниципалитетов области? Ведь проблемы-то никуда не деваются…

Нижний Тагил – отныне единственный пример, где сохранились и прямые выборы главы, и «сильный» мэр, который самостоятельно, без сити-менеджера, решает проблемы местного уровня. Все дело – в личности Сергея Носова? В статусе «Путинграда»? Как долго сохранится этот «островок демократии»? Не ждет ли и второй по величине город области предсказуемая судьба? Поживем – увидим.

В заключение

Спорить о целесообразности введения «конкурсного» отбора, пардон, выборов главы силами местных депутатов нужно было гораздо раньше. По сути, избирателям отказано в возможности определять судьбу своей малой родины. Президента они могут выбирать, губернатора – тоже, а эффективного главу отныне – нет. Общественное мнение, право голоса, свобода выбора – не смешите, господа депутаты! Отныне вы – главная действующая сила, отныне вы в ответе за все, что происходит на конкретной территории. Вы, а не некая «конкурсная комиссия», которая предложит выбрать кем-то уже выбранного достойного. Некие наперсточники, которые тасуют действующих лиц с невероятной ловкостью.

Не боитесь ответственности? Народ спросит с вас!

Наталья Березнякова

09:55
944
Загрузка...