Главный портал пенсионеров

​Как нас «прокатили» в Крым

​Как нас «прокатили» в Крым

Для чего российские власти устанавливают разного рода льготы и тратят на их реализацию огромные средства? «Странный вопрос», - скажете вы. Конечно, чтобы облегчить людям жизнь. Но нет! Очень часто попытка воспользоваться привилегиями превращается в бесполезную нервотрепку.

Испытано на себе

К такому выводу я пришла, попытавшись приобрести субсидированные билеты в Крым. Перелет из Екатеринбурга в Симферополь и обратно по государственной программе стоит 7 тысяч 500 рублей – копейки по сравнению с обычными билетами. Понятно, что ажиотажный спрос при таких ценах неизбежен. Но система продаж, организованная компанией «Уральские авиалинии», вызывает множество вопросов.

В этом году программа забуксовала буквально на старте. Сначала российское правительство тянуло с принятием постановления. Потом долго делили пирог субсидий между авиакомпаниями. Затем «Уральские авиалинии» стали медлить с началом продаж. В других регионах уже бойко продавали дешевые билеты, а на сайте «УА» никакой информации не появлялось. Наконец, свершилось: объявили, что продажи в Екатеринбурге начнутся 6 апреля. Приключения начались!

Информационный центр авиакомпании 3-5 апреля талдычил, что продажа субсидированных билетов еще не началась. Операторы, если удавалось до них дозвониться, утверждали, что бронирование еще не началось:

«Руководство категорически запретило нам бронировать билеты до начала продаж».

Тогда я решила поехать в ночь с 5 на 6 апреля в аэропорт Кольцово, где работает круглосуточная касса авиакомпании. Около 23 часов я поднялась в зал ожидания и увидела, что все кресла заняты охотниками за субсидированными билетами. В списке я оказалась 24-й. Вроде бы пустяк, если учесть, что вскоре списочный состав перешагнул за сотню, однако шансы стать обладателем счастливого билетика, как оказалось, это не увеличило.

Добавляла нервозности и неизвестность, когда же начнут продажу. Кто-то сбегал на разведку к заветному окошечку и вернулся ошарашенный:

«Кассир сказал, что придется ждать до 8 часов утра».

Но продавать билеты начали ровно в полночь.

Впрочем, глагол «продавать» не совсем уместен. Кассир не торговала билетами, а мучительно их выискивала. Первого покупателя она обслуживала минут сорок. Но он хотя бы не зря потратил время. Второй покупательнице не повезло: билетов на нужный ей месяц не было, и она осталась сидеть в помещении кассы в надежде, что билеты появятся. Так и просидела до утра.

Все равны, но кто-то - равнее

Периодически среди очередников обнаружились счастливчики, сумевшие каким-то чудом забронировать билеты, причем, не одни-два, а по пять, девять и даже восемнадцать! Как и где они ухитрились получить бронь, если «Уральские авиалинии» не бронировали билеты, остается тайной. Одна дама уверяла, что ее дочка «совершенно случайно» забронировала билеты 5 апреля в Кольцово. Но для чего тогда в кассу вместе с ней зашла девушка в форме, которую носят работники аэропорта, и с фирменным бэйджиком?

Еще одна женщина отправилась в кассу, торгующую билетами других авиакомпаний, и купила два субсидированных билета детям и один себе – за полную стоимость. За оформление полетных документов ей пришлось выложить по 900 рублей сверх стоимости. Вообще-то это противоречит правилам предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению.

Еще одна странность. В ночь продаж в Кольцово единичные билеты в Симферополь если и находились, то почему-то из Челябинска, а не из Екатеринбурга. Многие и на это были согласны, но ни на июнь, ни на июль, ни на август мест уже не было. И это в 3 часа ночи!

Моя очередь – 24-я - подошла в 5.30 утра. Естественно, купить ничего не удалось. На мой вопрос «Как же смогли распродать все билеты, если не вели бронирования?» кассир ответила: «Однако у многих бронь была». Часом раньше женщина, которая стояла в списке за мной и которой требовались билеты на май, сумела дозвониться до оператора инфо-центра «Уральских авиалиний». На тот же вопрос «Как могли так быстро распродать билеты?» оператор заметила:

«Мы сами ничего не понимаем. На июль и август система вообще не показывает билетов, она их не видит».

Мы «живьем» билетов тоже не увидели...

Зато шуму много

Все время, пока возле кассы в аэропорту разгорались страсти, автоматический голос инфо-центра утверждал, что продажи субсидированных билетов еще не начались. Не сменил он пластинку и после 10 часов утра, когда я из аэропорта приехала в кассу «Уральских авиалиний», расположенную в ТЦ «Гринвич». Сценарий был тот же: кассиры подолгу шарили курсором по экрану компьютеров, но затем разводили руками – билетов нет!

Пока я томилась в очередях, наслушалась всякого.

«Почему было не продавать субсидированные билеты в электронном виде? – удивлялись люди. – Паспорт для этого требуется или свидетельство о рождении? Так ведь можно сканы документов выкладывать. В чем проблема?».

Проблема, как мне кажется, - в желании сделать процедуру как можно более сложной и непрозрачной. Если спустя 22 часа после начала продажи билетов инфо-центр авиакомпании по-прежнему уверял, что они еще не начались, о чем это говорит? О недосмотре или о намерении ввести граждан в заблуждение?

Невольно вспоминаются события 2015 года. Тогда из Екатеринбурга в Симферополь субсидированные перевозки осуществляли несколько компаний. Одна из них почти все билеты реализовала задолго до официального начала продаж: значительную часть, как пояснил тогда сотрудник, выкупили партнеры-туроператоры авиакомпании по условиям отдельного договора. Интересно, не использовали ли эту схему и нынче?

Очень хотелось бы получить ответы на этот и другие вопросы. Например, почему «Уральские авиалинии» начали продавать субсидированные билеты лишь 6 апреля, хотя другие авиакомпании, также задействованные в госпрограмме, стали торговать гораздо раньше? Почему жителям Свердловской области предлагали лететь в Крым и обратно из Челябинска? Неужели в соседнем регионе не было спроса на субсидированные авиабилеты?

Такие непонятки происходят не первый год, неплохо бы надзорным органам провести детальную проверку.

Если по справедливости оценить проявления заботы властей о гражданах, становится обидно. Многие льготы, призванные облегчить людям жизнь, на деле им ее отравляют. Нередко компенсации и субсидии, которые выделяются из бюджета на поддержку тех или иных категорий, подпитывают коммунальщиков, торговлю, фармацевтику, медицину. Теперь вот с помощью программы субсидированных авиаперевозок, призванной сделать доступными перелеты на отдых жителям Урала, Дальнего Востока, спонсируют авиакомпании. Ценят ли они это?

Татьяна Бурова

Фото factroom.ru, todaykhv.ru

10:50
1776
Загрузка...