Что случилось с режиссером "Тени исчезают в полдень"?
Валерий Иванович Усков – режиссер, не нуждающийся в представлении. В истории кинематографии его имя неразрывно связано с именем его «пожизненного» соавтора по сценарной и режиссерской работе Владимира Аркадьевича Краснопольского, родившегося в Свердловске 14 июня 1933 года.
Детство Валерия прошло в творческой атмосфере, мать и отец серьезно увлекались театром. Все школьные годы мальчик просидел за одной партой с троюродным братом Владимиром, ставшим для него лучшим другом. Ребята посещали драмкружок, вместе создали кукольный театр.
Окончив в 1955 году факультет журналистики Уральского госуниверситета, Валерий Усков несколько лет работал редактором, ассистентом режиссера, режиссером на Свердловской киностудии, режиссером Свердловской телестудии и Центральной студии документальных фильмов, одновременно обучаясь на режиссерском факультете Всесоюзного государственного института кинематографии.
Биография В.А. Краснопольского развивалась параллельным курсом: учеба на историко-филологическом факультете Уральского госуниверситета, работа режиссером Свердловской киностудии, режиссерский факультет
ВГИКа. В 1964 году Усков и Краснопольский трудились уже на киностудии «Мосфильм».
Их творческим дебютом на Свердловской киностудии стал в 1960 году документальный фильм «Тени на тротуарах». Три года спустя на экраны вышел их первый художественный фильм «Самый медленный поезд», снятый по сценарию Юрия Нагибина. Картина получила специальный диплом «За лучший дебют» от журнала «Советский экран». Одним из лидеров кинопроката 1970 года стал фильм «Неподсуден» с Олегом Стриженовым в главной роли, его посмотрело более 43 миллионов зрителей.
В 1972 году на телеэкраны страны вышел первый телесериал Ускова и Краснопольского «Тени исчезают в полдень», снятый по одноименному роману Анатолия Иванова. Съемки проходили в Красноуфимском районе, в окрестностях поселков Сарана и Саргая. Сага охватывает 70-летний период, показывая человеческие трагедии, рассматривая исторически значимые проблемы. Характеры некоторых персонажей Усков «списал» с собственных родителей. Картина произвела огромное впечатление на зрителей.
Телесериал «Вечный зов» (1973), получившийся более масштабным, чем предыдущий проект, признан критиками лучшим из всего, что создал Валерий Усков. Работа над ним растянулась на десять лет. В титрах этой остросюжетной саги упоминаются более 110 актеров. Часть съемок проводилась на Южном Урале. Режиссер в соавторстве с Краснопольским снял историю 60-летнего исторического периода, поместив в центр событий обыкновенную семью, которой суждено было пережить три войны, государственный переворот и его последствия. Картина имела большой успех у публики, неоднократно отмечена престижными наградами. В 1979 году первые 12 серий фильма «Вечный зов» были удостоены Государственной премии СССР.
В 1986 году начались съемки 5-серийного фильма Ускова и Краснопольского «Ермак», но на экраны картина вышла лишь десять лет спустя. Трудности работы над фильмом были обусловлены высокой стоимостью съемок в тяжелых условиях 1990-х годов. Большая часть натурных съемок проводилась на Урале и в Сибири.
В 1991 году на экраны выходит двухсерийный телефильм «Ночные забавы», снятый по сценарию Виктора и Марии Мережко, в котором снималось созвездие популярных актёров: Евгений Евстигнеев, Ирина Алферова, Альберт Филозов, Валентин Гафт. Музыку для фильма написал Микаэл Таривердиев.
В фильмах, которые Валерий Усков снял вместе с братом, актеры словно проживали собственную жизнь. Особенно Ускову удавалось показать в фильмах нравственную силу советских людей. А такие сериалы, как «Две судьбы», «Провинциалы», смотрит и молодёжь.
Сейчас Валерий Иванович Усков продолжает плодотворно работать. В тандеме с братом в 2016 году был снят многосерийный фильм «Выйти замуж за Пушкина». Не менее известны зрителям и такие ленты, как «Дело следователя Никитина», «Любовь не картошка», «Паутина».
Замечательно то, что, несмотря на солидный возраст, Валерию Ивановичу по-прежнему хватает энергии на 12-часовые смены на съемочной площадке.
Сегодня мэтр полон творческих планов: он давно хотел снять мюзикл и надеется скоро реализовать мечту. А еще мечтает повидаться со своей первой любовью…
За вклад в развитие кинематографии и творческие достижения В.И. Усков и В. А. Краснопольский были одновременно удостоены почетных званий «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1978) и «Народный артист РСФСР» (1983), награждались орденами Почета и «За заслуги перед Отечеством» двух степеней.
Людмила Овчинникова