​Уральское восьмое чудо света

​Уральское восьмое чудо света

60 лет назад, в мае 1958 года, в Свердловской картинной галерее открылся восстановленный Каслинский чугунный павильон

В 1747 году тульский купец Яков Коробков основал Каслинский завод, положивший начало городу Касли на севере Челябинской области. В 1751 году завод приобрел Никита Демидов, младший сын родоначальника династии Демидовых.

В начале XIX века завод перешел в руки екатеринбургского купца Льва Расторгуева, а с 1842 года находился в госуправлении. С этого времени чугунное художественное производство, развивавшееся на заводе со времени его основания, принимает промышленные масштабы, его продукция получает мировую известность. Модели для отливок разрабатывали известные скульпторы - П. Клодт, Е. Лансере, Р. Бах и двое его сыновей, М. Канаев. На заводе работали мастера-самородки В. Торокин и другие. Они тонко чувствовали природу, пластические возможности чугуна. Именно о них сказал П. Бажов в сказе «Чугунная бабушка» ставшие крылатыми слова:

«Работа – она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется».

Им рукоплескал мир

Во второй половине XIX века художественные изделия Каслинского завода с большим успехом представлялись на многочисленных выставках, к примеру, на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке, проходившей в 1887 году в Екатеринбурге. В 1896 году на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде каслинцы впервые представили художественную продукцию в виде ажурного чугунного павильона. В награду за мастерство Кыштымские заводы получили право размещать на своих изделиях герб Российской империи.

Вершинным достижением каслинских мастеров стал чугунный павильон, изготовленный для Всемирной выставки в Париже 1900 года. Он строился по проекту петербургского архитектора Е. Баумгартена в течение двух лет. Павильон, сделанный по принципу конструктора, был собран из более, чем 3 тысяч отдельно отлитых чугунных деталей. Многие детали павильона сохранили на оборотной стороне личное клеймо формовщика – первую букву имени и фамилию. Шестнадцать мастеров оставили свои «автографы» на чугунных рельефах: П. Тепляков, Н. Тепляков, Г. Тепляков, А. Мочалин, А. Торокин, В. Агеев, С. Агеев, Ф. Самойлин, П. Самойлин, М. Игнатов, В. Тимофеев, В. Кузнецов, С. Хорошенин, И. Захаров, Г. Пермин и П. Рязанцев. Имена этих мастеров достойны памяти.

Во Францию везли не только павильон и образцы продукции заводов, но и все необходимое для отливки любой детали, случайно сломавшейся в пути: древесный уголь, чугун в слитках, формовочные пески, различный инструмент, оснастку и даже двух юнцов-глиномесов для подготовки формовочной смеси.

В Париж павильон был доставлен в разобранном виде, каслинские мастера собрали его и подготовили к экспонированию. За это они получили в награду именные серебряные часы.

Ажурная громада павильона напоминала сказочный дворец. Внутри на полках стояли чугунные статуэтки, пепельницы, тарелки, подсвечники, вазы. Все можно было потрогать и купить. При входе была установлена чугунная скульптура «Россия», отлитая по модели скульптора Н. Лаверецкого.


Россия представлена в виде прекрасной женщины в доспехах, которая оберегает мир с достоинством, любовью и уверенностью в собственной победе. Фигура воительницы пленяла красотой, очаровывала женственностью. Парижская публика увивалась вокруг неприступной красавицы, забывая о ее чугунном происхождении. Желающих приобрести уральский павильон было немало, среди них – семейство Ротшильдов и президент Франции Эмиль Лубе, который предлагал огромные по тем временам деньги – 2 миллиона рублей.

Каслинский чугунный павильон был удостоен главной награды Всемирной выставки 1900 года – Гран-при и большой золотой медали. Оргкомитет выставки получил множество заявок на приобретение чугунного дворца, но обязательно вместе со скульптурой «Россия». Это условие руководство Кыштымских заводов признало неприемлемым. «Россия» не продается!» – эта коронная фраза решила исход дела и вошла в историю. Оба экспоната вернулись на Урал. Двадцать лет детали разобранного павильона пролежали в подвале одного из домов.


Вторая жизнь

В 1921 году директор Каслинского завода приказал переплавить груду бесполезного, по его мнению, чугуна и пустить металл на предметы повседневного быта. Неравнодушие каслинских мастеров, понимавших художественное значение своего произведения и обратившихся к руководству Екатеринбургской губернии, спасло чудесное произведение от гибели. В 1936 году то, что уцелело, передали для хранения в Свердловскую картинную галерею (ныне Екатеринбургский музей изобразительных искусств).

В 1949 году пригласили из Каслей мастеров С. Гилева и А. Блинова. Они кропотливо разобрали детали, скомпоновали фрагменты. Выяснилось - требуются большие реставрационные работы. Никаких чертежей не сохранилось, были лишь старые фотоснимки.

Восстановление павильона началось только в 1957 году, возглавил грандиозную работу Семен Гилев – энтузиаст художественного литья.

Многое приходилось не раз переделывать, если что-то не подходило при компоновке. Но внуки каслинских мастеров оказались достойны дедов. Детали, отлитые в 1957 году, ничуть не уступают тем, что рождены почти 60 лет назад: так же чеканны профили и силуэты, с точностью воспроизведены все капризные переходные формы.

На реставрацию потребовалось более 8 месяцев, затем павильон занял место в экспозиции галереи на улице Вайнера, 11. Большую помощь в его воссоздании оказали сотрудники галереи и свердловские искусствоведы, прежде всего Б. Павловский, считавший Каслинский павильон «энциклопедией чугунного художественного литья».

Свой современный вид Каслинский павильон принял к 2000 году, когда было завершено золочение отдельных его деталей, что соответствовало замыслу Е. Баумгартена. Павильон перенесли в новое здание Музея изобразительных искусств на улице Воеводина, где он демонстрируется в просторном и светлом зале вместе со скульптурой «Россия», в окружении других замечательных произведений каслинских мастеров.

Каслинский чугунный павильон – симфония во славу искусства уральских мастеров – включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как феномен промышленного искусства, единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейном собрании. Он по праву считается одной из главных достопримечательностей Екатеринбурга и несомненно заслуживает статуса восьмого чуда света.

Людмила Овчинникова

09:20
955
Загрузка...