Как сделать врача своим союзником?
Для каждого пациента визит к доктору – событие, которое вызывает разные эмоциональные переживания: от маски равнодушия до тревоги и страха. Большинство пациентов испытывают волнение, усиливающееся по мере приближения к кабинету врача, в результате чего из головы вылетают вопросы, которые хотелось обсудить.
Из-за переживаний, возникающих во время приема, пациент нередко может не так понять или забыть какую-то важную информацию о состоянии своего здоровья. В связи с этим стоит придерживаться нескольких простых правил.
Первое, что следует сделать, – познакомиться со специалистами, которые станут вас лечить, потому что доверие к медицинскому персоналу играет немаловажную роль в процессе лечения. Лечащий врач и медсестра – это люди, которые будут непосредственно участвовать в процессе, поэтому очень важно быть с ними «на одной волне». Кроме того, вам придется принимать множество решений о вашем лечении, а это, безусловно, легче делать при доверительных отношениях.
Следующий шаг – завести тетрадь, в которой вы будете фиксировать нужную информацию, контакты специалистов, свои ощущения, мысли; и папку, в которой вы будете хранить результаты обследований и информацию о лечении. Это позволит вам систематизировать ваши обследования и назначения врача, а также отслеживать реакции организма и эмоции.
Важным моментом является подготовка вопросов, которые необходимо задать врачу на приеме. У каждого пациента в ходе обследования, лечения, реабилитации возникает множество вопросов, причем, появляются они не только на приеме, но и за пределами больницы. Обязательно записывайте эти вопросы в тетрадь. Таким образом, вы придете на прием подготовленным и избавите себя от тревоги, что можете забыть спросить ключевые для вас моменты. Самые важные проблемы выделяйте или записывайте первыми, чтобы помнить о них.
Вопросы, которые нужно обязательно задать врачу:
- В чем специфика моего диагноза? Как протекает эта болезнь?
- Какие существуют варианты лечения? Какое лечение рекомендовано именно мне? Какие особенности имеет данное лечение?
- Какие побочные эффекты могут быть?
- Есть ли какая-либо информация, которую можно прочитать о моем заболевании, лечении, реабилитации и процедурах?
- Есть ли что-нибудь еще, что мне стоит знать?
- К кому я могу обращаться за интересующей информацией?
Следует ходить на приём к доктору с кем-то из близких, с тем, кому вы доверяете и от кого можете получить нужную вам поддержку. Вдвоём вам будет легче запомнить информацию о лечении и процедурах. Обсудите с близким человеком вопросы, которые вы хотите задать врачу, тогда он сможет вам помочь вспомнить и сформулировать их, если вы растеряетесь или забудете о них.
Очень важный аспект посещения доктора состоит в том, чтобы вам было понятно всё, о чем он говорит. Если вы чего-то не знаете или не понимаете, не бойтесь переспросить. Старайтесь задавать конкретные вопросы. Если чувствуете, что даже после объяснения врача у вас не появилось ясности, уточните, есть ли другие способы в другое время получить более подробный ответ (лично, по телефону, электронной почте и т.д.).
Запомните, что любой приём врача ориентирован на разъяснение состояния пациента в доступной форме, что это тот момент, когда вы можете и должны задавать вопросы, которые помогут вам понять, что с вами происходит и будет происходить в процессе обследования и лечения.
Доктор – это ваш союзник, поэтому общение с ним должно основываться на доверии и взаимопомощи.
По материалам общественной организации «Вместе ради жизни»