Чего стоит ремонт дорог в России?
Свердловчане, которые часто ездят по федеральной трассе М5 в направлении Челябинска, знают, что их ждет нелегкое испытание. Дорога предстоит то гладкой, то ухабистой. Действительно, этот участок трассы от Екатеринбурга до границы с Челябинской областью считается одним из самых проблемных. Протяженность его -
Комфортабельный автобус то скользил, будто по маслу, то трясся на ухабах и колдобинах. В настоящий момент дорожники ведут капитальный ремонт 8-километрового участка трассы, расположенного у самой границы с Челябинской областью – от 130-го до 138-го километра.
Но самым протяженным и, как признают в «Уралуправтодоре», наиболее проблемным является отрезок дороги М5 между 143-м и 183-м километрами. Он поделен на три подучастка, из которых к концу этого года восстановят второй – он единственный, где будут проводить не капитальный ремонт, а простой. Остальную часть пришедшей в негодность бетонки отремонтируют в следующем году.
Удобства – не без проблем
Первая остановка – возле коллективного сада «Ромашка». Здесь трассу не узнать: ровная, словно скатерть, гладь асфальта, ослепительно белая разметка, разделительные элементы со светоотражателями, фонари и даже туалет на автобусной остановке. По словам начальника «Уралуправтодора» Алексея Борисова, в зимний период здесь работает обогреватель, и всегда можно помыть руки, так как вода в баке не замерзает.
Правда, данное удобство, очень востребованное пассажирами, вынуждены были оснастить сложной системой видеонаблюдения.
- Чтобы попасть внутрь, нужно нажать кнопку вызова диспетчера, который откроет замок,- объяснили специалисты. - К сожалению, вандалам не дают покоя блага цивилизации, им обязательно надо что-нибудь сломать, раскурочить. Видите, уже крышку унитаза сломали.
Пока остановок с биотуалетами в нашем регионе - всего две. Идею позаимствовали у коллег из Тюмени. Вандалов, кстати, и там хватает, поэтому, учтя горький опыт соседей, свердловчане позаботились о видеоприсмотре за туалетами.
Ну, а мы направляемся к пешеходному переходу, вознесшемуся над трассой. Теперь садоводам нет нужды перебегать дорогу с интенсивным движением, рискуя попасть под колеса. Можно спокойно подняться по лесенке, пройти по мосту, защищенному навесом от дождя, на другую сторону трассы. Инвалидам не обязательно карабкаться по ступенькам, можно подняться на мост на лифте.
- Для отмазки его сделали, - пожаловалась старушка с палочкой. – Застревает по пути кабинка. Так что мы предпочитаем ножками.
Слова пожилой женщины, увы, подтверждаются. Представители дорожного ведомства безуспешно нажимают на кнопку вызова – кабина вниз не идет. Звонок диспетчеру тоже не помогает, ему никак не удается запустить механизм. Наконец кто-то высказывает догадку:
«Может, дверь наверху закрыть забыли?»
Гонец бежит по лесенке вверх, затем спускается с докладом:
«Так и есть, дверка неплотно закрыта, потому вызов и не срабатывал».
Снова нажимают кнопку, и кабина ползет вниз. Ждать ее приходится минуты три. Кто-то из специалистов заходит внутрь, опускает поперечную планку, нажимает кнопку… И опять неудача. Оказывается, поперечную планку не до конца опустили. Но с третьей попытки лифт поднимает пешехода наверх.
- Ко всякой технике людям надо привыкнуть, - поясняют несколько сконфуженные специалисты. – Вы сами убедились: стоило кому-то оставить дверь наверху приоткрытой, и другие желающие уже не смогли вызвать лифт и воспользоваться им. Конечно, садоводам надо понимать, что лифт предназначен для инвалидов, а не для подъема мешков с картошкой.
На трассе – строительные новации
Мы загружаемся в автобус и едем дальше – туда, где полным ходом идет капитальный ремонт трассы. По пути попадаются участки, которые некогда были отремонтированы, но успели прийти в негодность. На них автобус ощутимо потряхивает. Проезжаем поворот на Сысерть. Как поясняют сопровождающие, расположенный здесь пост ДПС в скором времени будет перенесен на 138-й километр, а дорогу капитально отремонтируют.
В настоящее время отремонтировано
Наконец мы достигаем участка, где кипит работа. Поток автомашин идет по одной полосе, вторая перекрыта. Грейдеры снимают старое покрытие, рабочие мощными пилами нарезают продольные и поперечные швы…
- Эта федеральная трасса была проложена в начале 80-х годов прошлого века, - объясняет Алексей Борисов. - Ее особенностью является бетонное покрытие, которое сложно ремонтировать. Если обычно в рамках текущего содержания дорог можно заменить верхний слой покрытия, то с бетоном так не получится.
Сложную работу по реконструкции бетонного полотна мы и наблюдаем. Плиты очищают от наслоений многочисленных косметических ремонтов, после чего укладывают три слоя покрытия общей толщиной 21-
- Органоминеральная смесь хорошо скрепляет частично поврежденную бетонную конструкцию, равномерно распределяет нагрузку и обеспечивает устойчивость к образованию таких деформаций, как колеи и трещины, – поясняет секреты технологии главный инженер «Уралуправтодора» Александр Бедусенко.
И добавляет, что бетон, уложенный еще в советские годы, оказался очень хорошего качества. Плиты прослужили более 30 лет и еще долго прослужат. Следующий капремонт планируется провести не ранее, чем через 24 года. В ходе нынешних работ планируют также устроить водоотвод на разделительной полосе, установить барьерные ограждения и нанести дорожную разметку.
Попутно вдоль трассы вырубают растительность, обустраивают обочины. И тут технологический процесс многоэтапный. Сначала снимают грунт, кладут слой щебня, сетку, слой песка, влагопоглощающую ткань…
Полным ходом идут работы и на участке дороги недалеко от границы с Челябинской областью. Тут трудятся асфальтоукладчики и мощные катки. Зрелище впечатляющее: многотонные агрегаты, выстроившись ступенькой друг за другом, утрамбовывают асфальт. До октября здесь планируют поменять
Цена вопроса
Ремонт одного километра федеральной трассы обходится в 110 миллионов рублей
Масштаб
В оперативном управлении «Уралуправтодора» находится
Телефон диспетчера
+7-800-2006-306
Татьяна Бурова
Фото автора