Какой театр в Свердловской области любят уже 85 лет?
Его любят все без исключения. Сюда часто приезжают на спектакли из разных уголков нашей области. Многие гордятся знакомством с прославленными артистами труппы. Знаменитый уральский театр отметил знаменательную дату.
Первые шаги
В начале 1930-х годов театральная жизнь Свердловска обогатилась появлением нескольких новых коллективов: всего за три года в городе открылся драмтеатр, были сделаны первые шаги в создании кукольного театра.
В 1933 году руководство Свердловска приняло решение: городу нужен еще один театр – веселый и музыкальный. Город (тогда – столица огромной Уральской области, включавшей территории нынешних Свердловской, Тюменской, Челябинской областей и Пермского края) был олицетворением лозунга «Индустриализация всей страны», фантастическими темпами рождался завод заводов «Уралмаш», стремительно прибывало население. Для организации интересного отдыха и яркой культурной жизни веселый жанр подходил как нельзя лучше.
Леониду Луккеру, молодому артисту драмтеатра, предназначенному в директора нового коллектива, в обкоме компартии дали установку:
«Театр создается для такого могучего края, как Урал. Создается на многие годы…».
Молодой коллектив взял курс на свободное от штампов искусство – сотрудничать согласились именитые ленинградцы Алексей Феона (режиссер), Валентина Ходасевич (художница по костюмам) и Виктор Басов (сценограф). Из Ленинградской музкомедии были ангажированы солисты Николай Дашковский, Мария Викс, которая в город на Неве уже не вернулась, осталась на Урале, и А. Маренич. Московский хореограф Виктор Цаплин, в то время - балетмейстер Большого театра, тоже принял предложение и привлек к работе целый выпуск Московского хореографического училища. Основу коллектива Свердловской музкомедии составили актеры гастрольной труппы с Украины - М. Биндер, С. Дыбчо, П. Емельянова. Строить свободное от шаблонов искусство решено было с современной оперетты Р. Фримля и Г. Стотгардта «Роз-Мари». Премьера состоялась 8 июля 1933 года, этот день стал днем рождения Свердловской музкомедии – театра с легким нравом и счастливой судьбой.
Искрометный репертуар, легендарные таланты
С самого начала театр сумел привлечь к себе внимание и доказал, что оперетта – не второсортное искусство: средствами легкого жанра можно говорить о многом, что волнует современного человека, главное – уметь слушать и слышать жизнь.
С первых лет существования Театра музкомедии в нем ставили не только классические оперетты Иоганна Штрауса, Жака Оффенбаха, Франца Легара, Имре Кальмана, популярные оперетты Исаака Дунаевского, Юрия Милютина, Бориса Александрова, но и музыкальные комедии и мюзиклы современных советских и зарубежных авторов. Многие постановки впервые были осуществлены именно в свердловском театре.
В 1950–1970-е годы любимцами публики были представители новых поколений артистов: Р. Антонова, А. Виноградова, С. Духовный, Э. Жердер, Г. Петрова, В. Сытник, Г. Энгель, Н. Энгель-Утина и другие.
Свердловская музкомедия творчески росла, накапливала авторитет, бережно хранила свои легенды и множила секреты успеха, но главное – коллекционировала таланты. Бесценная коллекция уникальных режиссеров и актеров, дирижеров и музыкантов, хореографов и танцоров, композиторов, поэтов и драматургов, художников, мастеров всех театральных профессий и их талантливых произведений, спектаклей, ролей – главная гордость Свердловской музкомедии.
Прочный творческий фундамент театра был заложен талантом, вкусом, удивительным чувством меры Георгия Кугушева - актера, режиссера, художественного руководителя театра в 1935-1937-м и в 1943-1961 годах, лауреата Государственной премии, народного артиста РСФСР. Его ученик и преемник Владимир Курочкин - актер, режиссер, народный артист СССР, художественный руководитель театра в 1963- 1986 годах - стал настоящим хозяином, продолжившим строительство театра-дома, где чтили опыт, уважали традиции и любовно растили молодежь; театра-лаборатории, где привечали все новое, яркое и создавали свое, самобытное…
Актерскую труппу Свердловской музкомедии называли коллекционной. Театр помнит всех: героев и героинь, субреток и простаков, комиков, королей эпизода… Назовем лишь несколько имен: кроме уже упомянутых, Эраст Высоцкий - актер и режиссер, заслуженный артист РСФСР, Полина Емельянова - лауреат Государственной премии, заслуженная артистка РСФСР, Борис Коринтели - заслуженный артист РСФСР, Юрий Чернов - народный артист РСФСР и другие.
Продолжатели славных традиций
В июне 2018 года Свердловской музкомедии исполнилось 85 лет. Все это время здесь не знали творческих войн и потрясений, резких смен художественного курса и серьезных потерь. Сегодняшний наследник традиций Кирилл Стрежнев, народный артист РФ, главный режиссер театра с 1986 года, сохранил театр-дом, где по-прежнему востребованы мастера старой школы, развил идею театра-лаборатории, рождающего спектакль от замысла до премьеры, выстроил собственный театр авторской режиссуры.
Достижения коллектива Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии хорошо известны далеко за пределами Екатеринбурга - не только на Урале, но и по всей России. Коллективу есть чем гордиться: Государственная премия –
Сегодня Свердловская музкомедия по-прежнему с достоинством несет статус театра, который всегда на виду, в гуще творческих событий и очень часто – на верхней ступеньке пьедестала. За последнее десятилетие театр сыграл больше десятка мировых премьер, привез в Екатеринбург 17 высших национальных театральных премий «Золотая маска», вырастил новую генерацию артистов и зрителей.
С 1990-х годов при Свердловском театре музкомедии возник целый ряд творческих коллективов, в том числе - детская вокально-хореографическая студия, эксцентрик-балет Сергея Смирнова, группа «Изумруд». В 2006 году театр стал одним из соучредителей Международного конкурса молодых артистов оперетты и мюзикла имени В. А. Курочкина, с 2005 года постоянным творческим проектом театра является Международный музыкальный фестиваль «Изумрудный город». С 2008 года проводится фестиваль современного танца «На грани».
Сохраняя главный закон творческой жизни – быть созвучным времени, театр не может не вызывать любви зрителей.
Справка:
Современный вид здание обрело лишь в 1963 году. Архитектор В. Емельянов объединил театр и кинотеатр «Совкино», придав комплексу законченный вид. Здание больше не перестраивалось. Сцена и зал до сих пор хранят овации публики, которая рукоплескала легендарному «Табачному капитану» и знаменитому «Черному дракону»... Актеры – народ суеверный, они верят, что место, где стоит их дом, счастливое.
Хотя сегодня театру тесно в нем. Правда, положение улучшилось с тех пор, как был сдан в эксплуатацию новый корпус, где разместились технические цеха. За год до 75-летнего юбилея город сделал театру подарок: передал под малую сцену зал бывшего кинотеатра «Совкино». В 2012 году реконструкция закончилась, у музкомедии появилась долгожданная вторая площадка – «Новая сцена».
Людмила Овчинникова