Учителя - вечное юное поколение!
Среди читателей «Пенсионера» немало тех, кто многие десятилетия отдал трудной, ответственной, но такой важной для общества сфере деятельности – педагогике. Правду говорят: «Бывших педагогов не бывает».
Мы не раз рассказывали о ветеранах-учителях, о пенсионерах-сотрудниках детских садов, которые по-прежнему в строю, беззаветно служа делу воспитанию подрастающего поколения. Однако порой в их письмах сквозит озабоченность: да, стажисты – опора нынешней школы, особенно в малых городах, в поселках и селах. Но преемственность поколений нужна и в образовании. Кто придет на смену тем, кто отработал в школах почти полвека? Готовы ли молодые педагоги стать детям верными друзьями, советчиками, мудрыми наставниками? Или учитель сегодня – работник сферы образовательных услуг, чья задача – «дать знания», но не воспитать достойного человека?
Как сохранить и обогатить лучшие традиции отечественной педагогики - об этом мы беседуем с исполняющей обязанности ректора Уральского государственного педагогического университета С.А. Минюровой.
- Светлана Алигарьевна, Уральский педуниверситет – вуз с многолетней славной историей, одно из ведущих профильных учебных заведений России. Как организован процесс подготовки будущих педагогов сегодня, с учетом современных требований?
- Сейчас у нас в год обучаются в среднем 10 тысяч студентов, большая часть из них осваивают направление «Образование и педагогические науки» – прежде всего, мы готовим педагогов дошкольного образования и школьных преподавателей по различным предметам. Также есть у нас психолого-педагогическое направление – мы обучаем будущих педагогов-психологов для учебных заведений основного и дополнительного образования, центров развития и так далее. Третье направление – это специально-дефектологическое образование, его получают студенты, которые станут логопедами, олигофренопедагогами, тифлопедагогами – теми, кто работает со слабовидящими и незрячими детьми.
Большинство студентов мы обучаем по системе двойного бакалавриата: будущие педагоги осваивают профессию не четыре года, как при классическом бакалавриате, а пять лет; это специальный стандарт, который действует именно в педагогическом образовании, студент получает, по сути, две профессии, - он, к примеру, не просто учитель математики, а математики и информатики; не просто учитель географии, а географии и истории, или географии и биологии, и так далее. Большое внимание мы уделяем обучению учителей русского языка и литературы. Казалось бы, традиционно так и должно быть, чтобы преподаватель вел оба предмета. Но в последние пару десятилетий на литературу как на отдельный школьный предмет внимания уделялось значительно меньше. Сейчас есть ЕГЭ и по русскому языку, и по литературе – отдельно. Теперь преподаванию литературы уделяется более пристальное внимание. Ведь это – кладезь культуры, без этого быть современным образованным человеком просто невозможно. Естественно, «сдвоены» и все иностранные языки. Такой стандарт образования позволяет выпускникам нашего университета быть конкурентоспособными, у них больше возможностей для трудоустройства. Если человек выбирает для себя сферу образования, в нашем вузе он может получить любую профессию, по любому направлению педагогики, любого уровня.
- Сегодняшний выпускник педуниверситета – каков он? Готов ли он идти на работу в школу? Чем молодой специалист отличается от старших коллег по педколлективу?
- В июне нынешнего года наш университет выпустил 1088 специалистов: бакалавров, магистрантов, аспирантов. Окончив бакалавриат, молодой педагог может прийти в образовательную организацию и работать в рамках конкретного образовательного направления. Получив диплом магистра, он обладает уже более глубокими навыками преподавания выбранного предмета и умеет проектировать учебный процесс в соответствии с потребностями учеников. Например, он трудится в школе с углубленным изучением отдельных предметов, в лицее или гимназии, и выстраивает преподавание так, чтобы дать ребятам более основательные знания – такие, как нет в общеобразовательных классах. Это учитель, который сам проектирует образовательную программу. Аспирантура – уже выход на преподавание в колледжах, вузах, возможность защитить диссертацию и получить ученое звание.
Если говорить о желании выпускников работать в образовательной сфере, то традиционно трудоустраиваются 85 процентов тех, кто получил диплом нашего университета. По итогам учебного года мы входим в четверку вузов Екатеринбурга, выпускники которых устраиваются на работу по выбранной профессии. Мы стремимся к тому, чтобы наши бакалавры имели возможность, прежде всего, пойти работать, и затем поступить в очно-заочную или заочную магистратуру. Мы настраиваем их на такой путь во время учебы в вузе. Они приобретают практический опыт, обеспечивают школы преподавательскими кадрами и при этом осваивают следующую ступень педобразования. Работая в конкретной школе, такой учитель одновременно трудится на ее имидж, повышая престиж учебного заведения, уровень преподавания в нем.
Сейчас в России внедряется национальная система учительского роста. В соответствии с уровнем полученного образования педагог будет занимать конкретную строчку в штатном расписании. Это станет влиять и на его должностные обязанности, и на заработную плату. Даже если выпускник с дипломом бакалавра не придет сразу в магистратуру, со временем, находясь в педагогической среде, понимая, какие задачи ставит перед ним образовательный процесс, какие запросы есть у его учеников, он поймет, что ему необходимо дальнейшее повышение своего профессионального уровня. Если ему важен его профессиональный рост, если он стремится к более высокому уровню зарплаты, он обязательно или самостоятельно поступит в магистратуру, или образовательная организация направит его за углубленными знаниями.
- Наши читатели – ветераны-педагоги – сетуют, что и хотели бы уйти на заслуженный отдых, но с их уходом во многих школах детей просто некому будет учить. Мол, молодежь идет в школу неохотно… Может, учителя-стажисты «сгущают краски»?
- Да, в школах и других образовательных организациях есть дефицит кадров. К нам регулярно обращаются руководители и школ, и управлений образования городов и районов Свердловской области. Прямо перечисляют, преподаватели каких предметов им необходимы. Нынче мы с управлением образования Железнодорожного района Екатеринбурга провели «Ночь педагогической карьеры»: в вуз прислали перечень имеющихся в них вакансий. Более того, все директора школ этого района, все заведующие детсадами приехали в университет, чтобы встретиться с выпускниками, пригласить их на работу. Остро нужны учителя ведущих предметов – математики, физики, русского и иностранных языков, педагоги начальных классов. По этому примеру пошли и руководители школ из Чкаловского района Екатеринбурга, которые также приехали в университет, чтобы пригласить к себе наших выпускников. В области нехватка педагогов ощущается еще острее. Поэтому мы и стремимся связать наших выпускников с образовательными организациями. Так решаются и кадровая проблема, и вопрос повышения уровня преподавания в конкретной школе.
- Чтобы молодой специалист удержался на новом месте, он должен ощущать поддержку старших коллег. Раньше была широко распространена система наставничества. Какие формы адаптации вчерашних студентов на рабочих местах используются сегодня?
- Повторю – кадровый дефицит в образовании есть. Наши выпускники с рабочих мест никого не вытесняют. Другое дело, что молодые специалисты не всегда могут быстро адаптироваться в педколлективе. Мы совместно с профсоюзами, с областной Ассоциацией молодых педагогов сопровождаем выпускников в начале профессионального пути, оказываем им поддержку, регулярно проводим тематические встречи и форумы, чтобы молодые педагоги задерживались на рабочих местах, чтобы к ним было внимание в коллективах, чтобы не возникало сложных ситуаций.
Конечно, по-прежнему активно используем такую форму поддержки, как наставничество. Педагоги-наставники, старшие педагоги, которые имеют солидный опыт в профессии, умеют не только реализовывать, но и проектировать учебные программы, руководят молодыми, только набирающими практические навыки коллегами. Они сопровождают молодого педагога, участвуют в анализе его разработок, бывают на его занятиях и так далее. Если этот механизм взаимодействия в коллективах заработает в полную силу, стажисты не будут так сильно держаться за «часы» - за количество отработанных уроков в неделю, передавая их молодым учителям и получая зарплату, в том числе, и за наставничество, за помощь следующему поколению педагогов. Эстафета поколений полезна для обеих сторон.
- Насколько комфортно самим педагогам-стажистам в такой ситуации? Они получили специальность учителя в то время, когда указанного выше стандарта профессионального роста не было. Их главный козырь – это практический опыт. Смогут ли они выдержать конкуренцию с молодыми коллегами? Сейчас, когда речь идет о пенсионной реформе, это далеко не праздный вопрос.
- Все гоняются за хорошим учителем. И неважно, сколько ему при этом лет. Главное, чтобы он хорошо знал предмет и владел современными технологиями. Есть сколько угодно возрастных педагогов, которые освоили завоевания того, что мы называем «четвертой промышленной революцией», и уверенно «живут в цифре». Но если человек имеет опыт предметной подготовки, но отстал от современных информационных технологий, его контакт с нынешним поколением учеников, к сожалению, замедляется и теряется. Ему нужно идти на профессиональную переподготовку, которая восполняет недостающие знания. Такие курсы есть и в нашем вузе, - и по предметам, и по современным техническим навыкам, всю информацию о них мы регулярно сообщаем в управления образования городов и районов области. Министерство образования Свердловской области в рамках госзаказа постоянно выделяет средства на переподготовку педагогов в институте регионального образования. Другой путь – средства из минобра передаются в муниципалитеты, которые распределяют их по образовательным организациям для того, чтобы их работники повышали свое профессионально мастерство или в ИРО, или в нашем университете, и так далее. То есть за педагога, направленного на повышение квалификации, платит региональный бюджет. Но если педагог сам хочет заплатить за свою переподготовку, такой вариант тоже возможен. Тогда вопрос конкуренции с недавними студентами педвузов его волновать не будет, ведь на опытного, современного учителя спрос есть всегда.
- Среди читателей нашей газеты немало жителей отдаленных сельских территорий. Учитель, фельдшер, заведующий клубом там – представители местной интеллигенции, которые хранят культурные традиции, объединяют вокруг себя единомышленников-односельчан, беспокоятся о будущем родных мест. А вот молодые специалисты, увы, туда едут неохотно, им некомфортно жить вдали от больших городов. Кто придет на смену ветеранам-педагогам в глубинке?
- Если наш выпускник родом из таких мест, он, как правило, возвращается домой, учителем в родную школу. Его там знают, он знает педагогов, с которыми ему предстоит работать. Он там свой! Есть заявки от муниципальных управлений образования, наши выпускники едут и трудоустраиваются по таким заявкам. Но в такие школы лучше отправляться командой, одному специалисту адаптироваться будет достаточно сложно. Заставить ехать на работу в сельскую местность никто никого не может. Целевое направление на обучение из муниципалитета – дело достаточно эфемерное: абитуриент берет направление, за него никто не платит, и никто не может обязать его вернуться в этот муниципалитет на работу. Но есть такой вариант, как целевая подготовка, когда после второго курса ребята заключают договор с конкретной школой о том, что они обязуются в ней трудоустроиться после окончания вуза. Муниципалитет выплачивает такому студенту повышенную стипендию, гарантирует ему определенные условия при устройстве на работу – материальные, социальные, профессиональные. По сути, этот молодой специалист распределяется в конкретный коллектив, в него вкладываются средства, и он обязан отработать определенный срок. Но для молодежи важно не только то, в каком доме или квартире они будут жить, приехав в небольшой город или район. Велика роль и сопутствующей инфраструктуры: молодым людям хочется, чтобы было интересно и эмоционально жить. Поэтому большинство выпускников, конечно, хотят найти работу в большом городе, тем более, что вакансии педагогов есть всегда. Так что закрепление молодежи в сельских территориях – это социальная проблема государственного масштаба. Студенты любят романтику, они не «воротят нос» от села или маленького города, они поедут, если будет развитая инфраструктура. Это нормальное желание человека, выросшего в эпоху цифровых технологий. Так что решать проблему нужно на уровне государства.
И еще меня очень тревожит тот факт, что нередко сами учителя не настраивают своих выпускников на работу в образовании, сами уничижительно относятся к труду педагога, не говорят ребятам, что их ждут в родной школе. Тем самым дискредитируя профессию, отрицая собственный труд. Это огорчает…
- И все же те, кто выбирает педагогику делом всей жизни, - кто они?
- Рано или поздно человек, решивший работать с детьми, осознает правильность своего выбора. Даже если он, проучившись в педагогическом вузе, отработав учителем год или два, на время оставил профессию, выбрал что-то другое, он обязательно вернется в профессию. Порой получив диплом бакалавра по иной специальности, в магистратуру приходят к нам. Педагогика – это не только гарантированное рабочее место, но и увлекательное дело, которое затягивает, это новые знания и навыки каждый день. С точки зрения личностного роста педагогическая деятельность уникальна! Здесь нельзя расслабляться, остановившись на достигнутом. Поэтому и педагоги-стажисты постоянно повышают свой уровень, накапливают знания, обгоняя возрастных сверстников. В их жизни нет места депрессии, унынию. И даже выйдя на пенсию, они сохраняют горячий интерес к жизни, их дни насыщены активными событиями. Это самое что ни на есть кипучее, вечно юное поколение – педагоги!
Беседовала Наталья Березнякова
Фото сайт Уральского государственного педуниверситета