Виталий Волович: ​«Я рисовал – следовательно, я любил»

Виталий Волович: ​«Я рисовал – следовательно, я любил»
«Виталий Волович – личность легендарная, овеянная славой, мифами, поклонением. Можно сказать, что пока в Екатеринбур­ге живет Волович, у города есть будущее».

Так образно характе­ризовал художника его друг и кол­лега Миша Брусиловский. Дей­ствительно, список выставок у нас и за рубежом, в которых участво­вал Волович, перечислить невозможно. Творения художника представлены в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), художественных музеях Екатеринбурга, Ирбита, Новосибирска, Перми, Саратова, Ярославля, а также в музеях и частных собраниях Чехии, Германии, Англии, Австрии, США, Израиля, Франции, Испании.

В атмосфере творчества, любви и дружбы

Виталий воспитывался в атмосфере творчества, любви к художественному слову: мама, Клавдия Владимировна Филиппова – журналист, прозаик, драматург; отчим, Константин Васильевич Боголюбов – известный уральский писатель и литературовед. В их доме часто бывали литераторы Елена Хоринская, Белла Дижур, Юрий Хазанович, Иосиф Ликстанов, иногда приходил и Павел Петрович Бажов. В семье лю­били музыку и театр, одно время Виталий Волович даже хотел стать артистом. Однако в 15 лет поступил в Свердловское художе­ственное училище.

Однокурсники Алексей Казанцев и Юрий Истратов стали друзьями на всю жизнь. Со временем круг друзей, единомышленников в проблемах искусства, расширялся, в него вошли Эрнст Неизвестный, Миша Брусиловский, Геннадий Мосин, Герман Метелев, другие уральские и московские художники. Виталий Михайлович всегда находился в центре этого творческого содружества, был его душой. Воловичу в этой среде предстояло занять особое место, дав пример подвижнического отношения к своему делу, неустанно совершенствуя мастерство, работая ежедневно по десять и более часов, занимаясь в музеях и библиотеках.

После училища Волович сотрудничал со Средне-Уральским книжным издательством, но успех пришел не сразу. Книгочей и интеллектуал Волович начал свой творчес­кий путь с иллюстрирования притч и народных сказок. Оформление сказок народов мира и особенно уральских ска­зов П. Бажова «Малахитовая шка­тулка» стали фун­даментом его будущих успехов. Большой удачей назвал иллюстрации к рассказу «Кладовая солнца» автор этого произведения Михаил Пришвин.

«Ни одного конфликта ни с Сервантесом, ни с Шекспиром…»

Как и у многих талантливых художников, у Виталия Михайловича возникали трудности с официальной работой в Свердловске: в издательстве его обвиняли в формализме, не давали выставляться и даже отзывали дипломы, полученные на различных книжных конкурсах.

«Как-то я собрал свои картины и рисунки и отправился в Москву. Там мне сразу заказали иллюстрации к «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике» Максима Горького. Книга получила много наград, и мне предложили участвовать в международном конкурсе иллюстраторов в Лейпциге. Я выбрал романы Стивенсона – и получил серебряную медаль! …нет ничего лучше работы с мертвыми авторами: у меня за все время не было ни одного конфликта ни с Сервантесом, ни с Шекспиром, ни с кем-то еще», – улыбается художник.

Удивительно, что для каждой книги, иллюстра­ции к которой создает Волович, он находит адекватные только этому произведению изобрази­тельные средства и техни­ку исполнения, характери­зующие эпоху, героев и отношения между ними: такое под силу лишь великому масте­ру. Так, иллюстрации к «Ричарду III» исполне­ны в жесткой манере гравюры на металле, и стиль этот как нельзя лучше характеризует жестокую эпоху династичес­ких войн средневековой Анг­лии, а оформление средневе­ковой легенды о любви рыца­ря Тристана и королевы Изольды исполнено в технике литогра­фии, живописной и мягкой.

Названные работы мастера имели большой общественный резонанс, были актом гражданс­кого мужества. В художествен­ном же отношении они явились бесспорным вкладом в развитие искусства.

В 1982 году В. М. Воловичу была оказана честь иллюстрировать «Слово о полку Игореве» – шедевр русской словесности. Запечатлев сцены нашествий, сражений и расправ, он подчеркнул антивоенное звучание поэмы.

К постижению основ мироздания

В начале 90-х оказалась ненужной и практически исчезла профессия иллюстратора. С точки зрения экономической, иллюстрации только увеличивают стоимость книги. Лет 14 кряду Волович оставался без работы художника-иллюстратора. Пока не придумал создавать художественные альбомы. В таком формате изданы книги «Средневековый роман», «Парад-алле», «По страницам европейской эротической литературы», куда вошли избранные отрывки из произведений Апулея, Катулла, Овидия, Боккаччо, Генри Миллера, Лоуренса, Овидия, де Сада, Казановы и многих других. И, разумеется, иллюстрации Виталия Воловича.

Есть у В. М. Воловича и живописные циклы – «Чусовая. Таватуй. Волыны» и «Старый Екатеринбург». Вступление к книге «Старый Екатеринбург» заканчивается так:

«Я рисовал – следовательно, я любил». Все его время занимает работа. На свою занятость творец не жалуется, напротив – считает ее счастьем: «Все лучшее, что происходит в моей жизни, происходит в мастерской!».

Удивительно, что накопленное художником мастерство, получивший мощное развитие талант не заглушили в его душе звучащей, как в юности, космической му­зыки сфер. Его работоспособность и самодисциплина поразительны. Виталий Волович не только художник, он еще и боец – вместе с другом Мишей Шаевичем Брусиловским они боролись за создание музея Эрнста Неизвестного, еще одного великого уральца. И победили!

Важным событием в жизни художника стал выход книги «Мастерская. Записки художника». История написания книги драматична: после смерти жены, с которой Виталий Михайлович прожил 47 лет, художник, чтобы пережить потерю, стал писать вечерами. Виталий Волович изложил в книге историю своей жизни. Сам автор рассматривает книгу как «…попытку разобраться в себе, в профессии, может быть, в психологии творчества…» Но содержание ее неизмеримо глубже, значительнее.

Художники должны жить дол­го, чтобы осмыслить и понять свою эпоху и высказать свое суждение о ней. Виталий Михайлович – человек редкостной культуры и образованности – не судит нашу эпоху. Он понимает, что на это имеет право лишь Все­вышний.

Признание и награды В. М. Воловича:

  • Академик Российской Академии художеств
  • Народный художник России
  • Лауреат премии имени Г. С. Мосина и премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства
  • Золотая медаль Российской академии художеств за серию графических листов к трагедии Эсхила «Орестея»
  • Почётный гражданин города Екатеринбурга и города Ирбита

Людмила Овчинникова / газета и портал "Пенсионер"

11:40
1931
Загрузка...