​На заметку туристу: край ненайденных кладов

​На заметку туристу: край ненайденных кладов

…1940 год. В поисках клада девки Азовки полевские школьники натыкаются на настоящее сокровище – птицевидных идолов икультской культуры, процветавшей в этих Бажовских местах еще до нашей эры…

Эту историю, которой так гордятся местные жители, многие читатели «Пенсионера», конечно, слышали. Но не думайте, что в здешних краях вас уже нечем удивить.

Недавно мы посетили Полевской район и обнаружили, что «кладов», которые стоит отыскать, здесь еще - бесчисленное множество. Так что, если вы не бывали в Полевском и его окрестностях целый год или, тем более, со студенческой или школьной скамьи, – собирайтесь в дорогу!

Родина уральского мрамора

В середине июля полевчане справили 300-летний юбилей любимого города, а 28 июля нам удалось отметить вместе с местными жителями 280-летие села Мраморское Полевского городского округа.

История Мраморского очень насыщенная. Село основал известный уральский производственник Яков Данненберг, составитель первой в России карты месторождений драгоценных камней на Урале.

О том, каким камнем богаты земли близ Мраморского, догадаться несложно. Мрамор здесь добывают до сих пор и, по информации ныне действующего добывающего предприятия ООО «Уральский мрамор», будут добывать еще 400 лет. И это только белый мрамор. А ведь здесь еще есть залежи серого и черного.

Потрясающие качества местного мрамора заметили давно. Так, Петр I повелел использовать для отделки дворцов Петербурга уральский мрамор наравне с итальянским. И екатеринбуржцы встречаются с добытым здесь мрамором чаще, чем могут себе представить. Подсчитайте, как часто вы, дорогие жители Екатеринбурга, проходите мимо здания городской администрации, Театра эстрады, ТЮЗа или Дворца культуры «Уралмашзавода»? Часто ли выходите на станции метро «Геологическая»? Бываете ли в госпитале ветеранов войн на Широкой речке? В отделке всех этих объектов использовался мрамор из села Мраморское.

От таких фактов снова веет духом истории. Только представьте! Уже почти 300 лет жизнь села связана с мрамором. Сколько еще поколений будет жить, храня традиции предков!

На ярмарке в честь юбилея села местные жители проводили мастер-классы. Гости Мраморского могли заняться росписью по мрамору или сделать поделку из камней. Здесь же были представлены работы учеников 5-7 классов местной школы. Некоторые здешние подростки продолжали творить прямо здесь: полировали мраморных ежиков, собирали картинки из каменной крошки. Такую увлеченность и интерес невозможно подделать, значит, традиции Мраморского живы и востребованы, а не застыли в далеком прошлом.

Эти наблюдения превращают покрытую мраморной пылью дорогу на карьер в паломническую тропу, а белые кубы, поднимаемые из земли, – чуть ли не в святыню. И вид на природную сокровищницу открывается грандиозный.

Попасть на карьер несложно. Достаточно связаться с администрацией предприятия и договориться о дате и времени посещения. Специального экскурсовода, который мог бы рассказать об истории мрамора на Урале, вам не дадут, но кто-нибудь из работников обязательно проводит желающих взглянуть на карьер. Впрочем, у ООО «Уральский мрамор» еще все впереди, не исключено, что однажды они будут так же заботиться о своей истории, как Северский трубный завод в Полевском. Кстати, если вы не были в музее северской домны, побывайте и там. Правда, в отличие от бесплатного посещения мраморного карьера, за экскурсию в полевском музее придется заплатить около 100 рублей.

Фестиваль «Мраморная миля»

Еще одно «сокровище» села Мраморское – его неразрывная связь со знаменитым скульптором Степаном Эрьзи, автором «Освобожденного труда» - статуи, больше известной в народе как «Ванька голый». В 1921-1926 годах она стояла на главной площади Свердловска.

В 1918 году скульптора направили сюда для возрождения камнерезной фабрики. Он прожил в Мраморском два года. Качество местного камня и объемы его залежей приводили мастера в восторг. Он даже мечтал создать здесь специализированный музей. В наши дни селяне готовятся воплотить эту мечту в жизнь.

Именно имя Степана Эрьзи носит традиционный международный фестиваль ландшафтной архитектуры «Мраморная миля». В этом году мероприятие посетили скульпторы из шести стран, по дате оно совпало с юбилеем села. Их работы к нашему приезду еще не были завершены, но, как сообщили экскурсоводы, готовые скульптуры непременно будут выставлены в парке Полевского в августе.

На фестивале мы повстречали коллекционера Павла Буторина, в начале 2000-х годов он стал спасителем и единственным в УрФО обладателем скульптуры Степана Эрьзи. Речь идет о «Голове татарки». Долгое время она была вмонтирована в кладку здания аграрного института, а затем бесследно исчезла в конце 1990-х. Павел Буторин увидел, что мраморную голову катят ногами на свалку. Тогда он выкупил ее у вандалов, отдав все деньги, что у него были с собой. О том, что изуродованная скульптура – это «Голова татарки», Буторин тогда и не подозревал. Ему просто было невыносимо смотреть, как люди уродуют мраморное творение, запечатлевшее время и эмоции автора.

Время, запечатленное в камне

В Мраморском царит такое же бережное отношение к скульптурам, зданиям, к природным объектам, ко всему, что хранит воспоминания. Для жителей, работников администраций Полевского и Мраморского имеет значение абсолютно все. Именно поэтому, проходя по сельским улицам, невольно погружаешься в потрясающую атмосферу единения с прошлым, с опытом предков. Даже кажется, будто далекое «вчера», живое «сегодня» и незримое «завтра» слились воедино, будто все происходит одновременно - здесь и сейчас.

Сохранены и ожидают скорой реставрации старинные солнечные часы, созданные мастерами в 1773 году. Стоит, не меняя своего положения с 1884 года, памятник коню Гнедко, который спас хозяина от разбойников, а сам погиб. Местный памятник Первомаю датирован 1918 годом: неоднозначная скульптура напоминает дореволюционное надгробие - мраморный пень, который традиционно ставили на могилах молодых людей и детей, чей род прервался. В 1923 году здесь возник памятник жертвам Гражданской войны.

В эпоху конструктивизма на улицах поселка появился бюст В. И. Ленина, но комиссию очень смутил неустойчивый с виду постамент памятника – геометрические фигуры, сделанные местными школьниками. Как видим, комиссия ошиблась в прогнозах, Владимир Ильич цел и невредим по сей день.

В послевоенный период был возмеден мемориал погибшим в Великой Отечественной войне. В наши дни жители восстанавливают храм Иоанна Предтечи - строение 1841 года было почти полностью уничтожено в советский период. Накануне 280-летия села был открыт памятник «Точка отсчета» - мраморная скульптура расположена рядом с первым, ныне затопленным карьером. Люди по-прежнему передают из уст в уста предание о целебной силе Золотого пруда, старинного затопленного прииска. А еще недавно был открыт парк деревянных скульптур – героев Бажовских сказов.

Мраморское – небольшое село, но посмотреть и узнать все о нем за день невозможно, настолько насыщена его жизнь. Но, ухватив и самую малость, можно увезти с собой ощущение запечатленного времени и бесценный «клад», взлелеянный местными жителями, - понимание того, что почтение к прошлому, уважение к родине равно уважению к себе и своим потомкам.

Мария Волкова / Портал "Пенсионер"

Памятник коню Гнедко и Храм Иоанна Предтечи (выставка работ школьников в реставрируемом храме):


















Незавершенные работы местных ребят и гостей села Мраморское:














Выступление джазового коллектива в День села:

Памятник "Точка отсчета" и действующий мраморный карьер:


















"Привет" из музея северской домны в Полевском:




13:50
1190
Загрузка...