Главный портал пенсионеров

Приобщение к культуре: последняя статья Яна Хуторянского

Приобщение к культуре: последняя статья Яна Хуторянского

Как для людей с ограниченными возможностями здоровья создать комфортную среду в учреждениях культуры? Этой актуальной проблеме был посвящен Международный «круглый стол» в екатеринбургском мультимедийном парке «Россия – моя история», организованный министерством культуры Свердловской области, Свердловской областной специальной библиотекой для слепых, Благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» (г. Москва) и некоммерческой организацией «Белая трость» (г. Екатеринбург).

Спектакль… невидимого театра

Это не сказка. В темноте или с закрытыми глазами можно смотреть спектакль «Белые ночи», который показал Московский театр The Invisible Shows, приехавший в Екатеринбург.

Об уральской системе реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья мне не раз доводилось рассказывать по центральному радио страны.

Нынче на Среднем Урале вновь собрались российские и зарубежные специалисты, чтобы познакомиться с опытом уральцев и поделиться своими наработками.

Их объединяет гуманная цель – исключить любую дискриминацию детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья на пути к постижению культуры. Об этом говорила заместитель министра культуры Свердловской области Галина Головина.

Вслед за помощниками глухих – сурдопереводчиками – в последние годы появились тифлокомментаторы, дающие слепым словесное описание того, что они видят. Это может быть музейная экспозиция, географическая карта, выставка картин или фотографий, а теперь вот - и спектаклей.

Свердловский театр драмы показал премьеру сказки «Соловей». Адаптацию, позволяющую незрячим зрителям воспринимать спектакль, осуществила Свердловская областная библиотека для слепых, все происходящее на сцене комментировала Мария Белькова. Директор библиотеки Ирина Гильфанова рассказала, что подготовка особого комментария к спектаклю, ориентированному на зрячую и незрячую публику, занимает около двух месяцев.

Перед началом спектакля всем в зале выдают специальные наушники и FM-приемники. Затем начинает работать тифлокомментатор, который находится в специальной кабинке. Слушая его, зрители представили сцену, декорации, костюмы актеров, грим. Познакомились с персонажами и исполнителями, кратким содержанием того, что предстоит увидеть. И так на протяжении всего спектакля.

Работа тифлокомментатора - не перевод, а восполнение для незрячих людей информации посредством словесного описания. Этакий аналог радиорепортажа в эфире.

Мне это напомнило цикл передач «Театр у микрофона»: перед началом мы слышим приглушенный шум зрительного зала, на его фоне ведущий вводит нас в атмосферу, настраивая на восприятие спектакля…

«Говорящая» картина

В начале нулевых годов я с удивлением увидел в известном Нью-Йоркском музее прозрачные маски, надетые на…раритетные скульптуры. Это позволяло слепым и слабовидящим людям познакомиться с ними на ощупь.

Авторы необычной инициативы считали, что маска убережет произведения искусства от порчи. Этот способ уже тогда был воспринят неоднозначно, а в сравнении с нынешними методами работы с незрячими людьми он выглядит поистине каменным веком.

Генеральный директор итальянской ассоциации ARTIS Вера Арма рассказала об использовании современных технологий. Один из проектов называется «Говорящая картина». Сделать ее такой помогают портативные приспособления: навел их на картину, и она «оживает».

При всей сложности обсуждаемых в Екатеринбурге проблем «круглый стол» отличался позитивным характером, а это сейчас дорогого стоит. Жизнь детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья - в числе моих журналистских приоритетов. После десятилетий общения с такими людьми мне не раз приходилось в своих материалах опровергать замшелые стереотипы. Их авторы утверждали, будто они неактивны, якобы, выходят из дома только на работу и в магазин. Хотя уже в годы журналистской молодости я убедился в том, что это не так.

Среди внештатных корреспондентов нескольких местных газет был слабовидящий инженер, писавший заметки о «детях войны». Минувшим летом видел группу незрячих людей среди болельщиков чемпионата мира по футболу. Инвалид с детства Леонид Никитин стал многократным чемпионом России по лыжным гонкам и организовал в Сысерти лыжные соревнования школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Разумеется, все зависит от личности. Не мы ли сами являемся авторами своих жизненных сюжетов? Сегодня приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к культурному наследию регулирует их поведение в семье и школе, а завтра – во взрослой жизни. Именно культура делает человека личностью!

Ян Хуторянский, фото из архива спектакля «Соловей»


Памяти друга

Этот материал стал последним, отправленным с припиской «С уважением, Ян Бор» на электронный ящик «Пенсионера». В тот же день, 5 октября, легендарный уральский журналист Ян Хуторянский ушел из жизни…

С ним заочно были знакомы все радиослушатели Урала. Он мастерски владел словом, умел традиционную и, в общем-то, скучноватую передачу, к примеру, о результатах работы небольшого завода, превратить в захватывающий радиоспектакль. Наталья Горбачева, корреспондент газеты «Пенсионер», вспоминает:

- Ян Борисович много лет работал на радио «Маяк», он был «радийщиком» высочайшего класса, мастером сказанного слова. На заре своей карьеры в Свердловской государственной телерадиокомпании я как-то прослушала «от и до» его выпуск новостей на радио. Обычно унылые тексты про надои молока, покосы и прочее в его исполнении были не просто безупречными, а настолько интересными, что хотелось их слушать. Я буду помнить Яна Хуторянского как очень тактичного человека, который встречал коллег с улыбкой, и эта улыбка всегда была искренней. Его комплименты дорогого стоили, а подсказки были на редкость точными и ценными. А еще он был элегантный, подтянутый, стройный мужчина. Такой, какие нравятся женщинам!

Он сотрудничал с разными средствами массовой информации, преподавал азы журналистского мастерства студентам, выступал с лекциями, писал удивительные по искренности книги, общался с великим множеством и людей. А еще он умел дружить.

Лично я знала его долгое время лишь заочно - как мэтра журналистики. Иногда встречала на мероприятиях, но познакомиться не решалась – слишком велик его авторитет в профессиональной среде. Но два года назад судьба подарила уникальный шанс: благодаря очерку Людмилы Овчинниковой, посвященному 85-летию Яна Борисовича, опубликованному на страницах «Пенсионера» и вызвавшему горячие отклики читателей, талантливый мастер стал частым гостем нашей редакции.

Мы по-настоящему подружились. Очень обязательный, ответственный, профессионал старой закалки, он начал регулярно писать для газеты небольшие, но богатые фактами материалы. Общаться с ним было безумно интересно, он был уникальным собеседником - в меру ироничным, порой чуть язвительным, но интеллигентным и объективным в оценках.

Каждый месяц в «Пенсионере» и на сайте газеты выходило несколько его публикаций. Мы часто созванивались, а переписывались вообще практически ежедневно. Едва ли не каждое свое письмо он начинал словами: «Чем могу помочь?» А разговор обычно заканчивал шутливым: «Ну вот, и снова не поссорились!» Он ушел, сдав в «Пенсионер» один обещанный материал, но не успев закончить другой, фактуру по которому уже набрал...

«Он уснул — и не проснулся, даже не выключил компьютер — собирался еще поработать. Уснул сном праведника: Господь не всем посылает такую легкую кончину, ее нужно заслужить при жизни. Ян заслужил», — сообщается на сайте Свердловского творческого союза журналистов, где опубликован некролог.

Дорогой Ян Бор! Нам – лично мне, всему коллективу и читателям «Пенсионера» - вас будет очень не хватать….

Наталья Березнякова, главный редактор

13:30
837
Загрузка...