Почему буксует "мусорная реформа"?

Почему буксует "мусорная реформа"?

На этой неделе журналистам объявили, что старт "мусорной реформы" в третий раз откладывается. Ее уже переносили в этом году на 1 июля, потом на 1 ноября, теперь сдвинули на 1 января 2019-го.

Чтобы обрадовать или успокоить уральцев – кому как нравится – на специальную пресс-конференцию пришли министр энергетики и ЖКХ региона Николай Смирнов, его заместитель Егор Свалов и руководители трех региональных операторов, которым предстоит взяться за работу, связанную с вывозом, сортировкой и утилизацией бытового мусора.

Тянут-потянут

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят и вступил в силу еще в далеком 1998 году. Но понадобилось десять лет, чтобы подойти к его реализации. Хотя и этого времени, как видим, не хватило. То по одной причине забуксует реформа, то по другой.

Нельзя сказать, что за годы ничего не было сделано. Приняты различные подзаконные акты. Установлен порядок сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Утвержден классификационный каталог отходов - они рассортированы по степени вреда для окружающей среды. По конкурсу выбраны региональные операторы, за каждым закреплена одна из трех зон Свердловской области – Восточная, Западная и Северная. Аббревиатуру ТБО - твердые бытовые отходы - поменяли на ТКО - твердые коммунальные отходы. Перешерстили полигоны и посчитали несанкционированные свалки. Это, пожалуй, и все.

До сих пор Региональная энергетическая комиссия Свердловской области не утвердила единые тарифы, от которых зависит плата за вывоз мусора. Не созданы условия для повсеместной и полной сортировки ТКО, не построены предприятия по их переработке. А главное – предстоит повторное обсуждение и утверждение схемы размещения в области мусорных полигонов, сортировальных станций и перерабатывающих предприятий. Это может стать камнем преткновения, потому что никому не хочется жить рядом со свалкой.

Остается надеяться, что до будущего года участники «мусорной цепочки» управятся. Ведь отсрочки усугубляют ситуацию с бытовыми отходами, которая и так является критической. Совсем недавно оказались погребенными под завалами мусора некоторые дворы многоэтажек в центре Екатеринбурга и частный сектор на окраинах, лихорадило другие уральские села и города. Сбой вывоза был вызван организационно-финансовыми причинами, возникшими в немалой степени и из-за переноса начала реформы.

Все упирается в деньги

Договорные обязательства с перевозчиками мусора и соответствующие финансы были рассчитаны до 1 июля – первоначальной даты реформирования мусорной отрасли. Когда сроки сдвинули, оказалось, что за вывоз мусора некому и нечем платить. Старые договоры перестали действовать, а новые заключены не со всеми. Администрации Екатеринбурга на борьбу со свалками пришлось выделить дополнительно 6,3 млн рублей.

Имеет место и тихий саботаж. Установленные свердловской РЭК тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов не устраивают компании, которые занимаются этой деятельностью. По мнению владельцев полигонов, работать приходится в ноль, а если тарифы еще урежут, то придется нести убытки. Той же позиции придерживаются и некоторые сборщики ТКО. Мусорщики даже грозят «итальянской забастовкой».

Не горят желанием раскошеливаться и граждане. На словах все мы ратуем за чистоту, за бережное отношение к природе, а на деле… На деле не гнушаемся устроить несанкционированную свалку в лесочке возде садового товарищества или на окраине населенного пункта. Особенно грешат этим жители частных домов. Большинство из них не желают тратиться на покупку мешков для мусора, в стоимость которых входит и его вывоз на полигон.

- Не завидую РЭК, - честно признался Н. Смирнов. – Придется сильно постараться, чтобы соблюсти интересы производителей отходов, которые не могут платить слишком много, и тех, кто занимается его вывозом и утилизацией, и хотят хотя бы окупить затраты. Им нужно покупать мусоровозы и прочую технику, горючее, платить зарплату…


Цитата

Николай Смирнов, министр ЖКХ:

«Обращаюсь специально к газете «Пенсионер». Пожалуйста, сообщите вашим читателям, что на коммунальную услугу по вывозу мусора распространяются все субсидии и льготы, положенные различным категориям граждан. При длительном отсутствии дома жители освобождаются от платы за эту услугу».

Как было, как будет

С тем, что мусорную отрасль надо реформировать, согласны все. Дискуссии и вопросы возникают лишь по поводу деталей.

Сейчас водитель мусоровоза, как и предприятие, где он трудится, деньги получает за то, что опустошил контейнеры и вывез содержимое со двора жилого дома.Но нет никакой гарантии, что он вывалит содержимое на официальном полигоне, а не в лесном овраге.

- По новым правилам, - объясняет Н. Смирнов, - региональный оператор заплатит перевозчику мусора за работу лишь после того, как получит от владельца полигона данные, сколько тонн отходов было выгружено. Для этого каждую спецмашину будут взвешивать на въезде и на выезде с полигона.

Что касается сортировки бытовых отходов, то слухи о том, что гражданам придется расфасовывать их в семь разных мешков и выбрасывать в семь разных контейнеров, оказались преувеличенными.

- Достаточно разделять дома лишь пищевые и непищевые отходы, - заверяет министр. – Контейнеры будут двух цветов: для органики и прочего. На мусоросортировочной станции сначала магнитами извлекут металлические предметы, затем с помощью других приспособлений отберут пластик, полиэтилен, бумагу и прочее.

Хотелось бы надеяться, что передача мусора в одни руки решит, наконец, и проблему сбора экологически опасных бытовых отходов – батареек, энергосберегающих лампочек и так далее.

По идее, граждане никакого неудобства от реформы не почувствуют. Для них изменится лишь одно: в квитанции появится отдельная строчка – плата за вывоз ТКО. Раньше она входила в плату за содержание жилья. Принцип начисления также изменится: плату будут брать с человека. Обещают, что эти пертурбации к росту платежей не приведут. Но, если честно, верится с трудом.

Конфликт интересов

Чтобы решить мусорную проблему, недостаточно отладить переработку промышленных и бытовых отходов. Необходимо также сократить производство этих отходов. В законе, положившем начало мусорной реформе, в числе приоритетов значится сокращение и предотвращение образования отходов. Но если промышленные предприятия создают замкнутые циклы, безотходное производство, то объемы бытовых отходов лишь нарастают.

Сферы экономики, ориентированные на потребительские нужды, не заинтересованы ни в уменьшении отходов, ни в их переработке. Предприятия, производящие бытовую технику, мебель, одежду и прочие товары широкого потребления, хотят, чтобы люди больше покупали и чаще меняли старое на новое. Поэтому сокращаются сроки гарантии и службы холодильников, стиральных машин и прочих домашних приборов. Именно потому так стремительно меняется мода на цифровую технику и одежду. Поэтому расточительно используется упаковочный материал: каждая печенюшка, каждый пряник фасуется в индивидуальную обертку, а потом - и в «коллективную», по несколько штук или по весу. Все эти опустошенные коробки, пакеты, пластиковые упаковки, банки и склянки выбрасываются на свалку.

Вспомним советский опыт. В те времена молочные и прочие напитки разливали в стеклянную тару, которую потребитель сдавал за деньги, а производитель снова пускал в оборот. Одежду, которая надоела или стала мала, можно было сдать в комиссионный магазин, а тряпье, макулатуру и металл - в приемные пункты утильсырья. Деньги, пусть и небольшие, пополняли семейный бюджет, это лучше любых призывов стимулировало беречь окружающую среду.

Теперь стеклотару и алюминиевые банки собирают по помойкам только бомжи. Ненужную одежду сдать практически некуда – даже благотворительные организации не желают с ней возиться, предпочитая закупать на спонсорские пожертвования новое. Производителю, образно говоря, выгоднее спилить дерево, нежели перерабатывать макулатуру.


Цифры

  • 9 млрд тонн отходов накоплено на Среднем Урале, из них 2 млрд тонн – коммунальные
  • 160 млн тонн бытового мусора в год производят свердловчане

Человеческий фактор

Никто не хочет жить рядом со свалкой. Никто не хочет, чтобы на его территории заработало мусороперерабатывающее предприятие. Так что большой вопрос, удастся ли согласовать схему размещения и создания новых полигонов, сортировальных станций и перерабатывающих заводов.

- Хочу подчеркнуть главное: в Свердловской области, по решению губернатора, не будут строиться мусоросжигающие заводы, - заверил Н. Смирнов. – Мы нацелены на глубокую сортировку и переработку, безвредную для окружающей среды. Из органики будем выпускать компост, из неорганических отходов – топливо для печей цементных заводов.

Кстати, любопытный факт. В процессе разработки территориальной схемы было решено коммунальные отходы, произведенные в Пелыме, возить в Ханты-Мансийский автономный округ. Это оказалось дешевле транспортировки его в Ивдель. Соседи согласились принять груз, им это выгодно, так как лишние объемы - это дополнительные деньги и рабочие места.

- Мы планируем увеличивать мощности существующих полигонов, там же строить сортировочные и перерабатывающие производства, внедрять современные технологии, - уточняет Е. Свалов. – Любой объект, задействованный в работе с ТКО, должен пройти государственную экологическую экспертизу, которая возможна только после проведения общественных слушаний. Будем встречаться с жителями муниципалитетов, убеждать, рассказывать.

Хочется надеяться, что удастся избежать мусорных «майданов» и баталий.

Пофантазируем?

Дореформенный размер платы за вывоз мусора для граждан зависел от площади жилья. Пореформенный размер платежа будет зависеть от числа проживающих. Вроде бы справедливо. Но давайте задумаемся. Одинокая старушка наверняка выдает «на-гора» меньше мусора, чем здоровый мужчина, любящий и поесть, и выпить, и друзей к столу пригласить. Если с теми, кто работает с мусором, расплачиваются за тонны, то почему бы и с граждан не брать плату в зависимости от объема произведенного мусора? Увы, этот вопрос журналиста «Пенсионера» у участников пресс-конференции вызвал улыбки.

- Думаю, нет смысла взвешивать пакеты мусора из каждой квартиры, - ответил Николай Смирнов.

Жаль, что прогрессивные технологии у нас внедряются только там, где это выгодно бизнесу. Интересы потребителей учитываются по остаточному принципу. Хотя не такая уж это и фантастика - поставить весы на контейнерной площадке.

То же отношение просматривается у ведомств и при расчетах платы за коммунальные услуги. Журналисты спросили министра:

«Если сумму за вывоз мусора вычтут из суммы за содержание жилья, значит ли, что она уменьшится именно на столько?»

Ответ прозвучал весьма уклончивый. Н. Смирнов пустился в объяснения, из которых следовало, что тарифная политика – это не простая арифметика…

Реформа предусматривает не только сбор и захоронение, но и сортировку и переработку. Ну, а поскольку сортировочных пунктов кот наплакал, перерабатывающих предприятий еще меньше, то, по сути, производители мусора, то бишь мы с вами, будем спонсировать строительство этих объектов. Предприятия же нацелены на извлечение прибыли. Но почему за наши деньги? Или привлекайте инвесторов, и пока не построите заводы, заморозьте тарифы для граждан. Или считайте нас инвесторами со всеми вытекающими последствиями – с акциями, дивидендами.

Может, мы доживем до той поры, что нам станут платить за мусор? А что, ничего невозможного нет. Надо лишь взглянуть на отходы как на сырье, из которого можно извлечь пользу.

Татьяна Бурова, газета и портал "Пенсионер"

Куда звонить

На проблемы с вывозом мусора можно пожаловаться:

  • 8-800-775-00-96 – этот номер начнет работать с пятницы, 19 октября
  • (343) 229-59-24 – телефон «горячей линии» прокуратуры Екатеринбурга

Ваше слово, читатель!

В Свердловской области идет повторное обсуждение Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления. Высказать предложения и замечания к документу эксперты, общественные организации и жители региона могут до 26 октября.

Проект схемы размещен на официальном сайте министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области: energy.midural.ru, в разделе «Деятельность» под заголовком «Обращение с твердыми коммунальными отходами».

Направлять предложения и замечания следует по адресу:

  • 620031 г. Екатеринбург, пл. Октябрьская, 1, каб. 719;
  • или по электронной почте: tko-minenergo@egov66.ru
10:35
1769
Загрузка...