О "детях войны" позаботятся законодательно?

О "детях войны" позаботятся законодательно?

В конце октября на страницах нашей газеты было опубликовано обращение к тем пожилым уральцам, которые родились незадолго или в годы Великой Отечественной войны, самоотверженно трудились в тылу, восстанавливали разрушенное хозяйство, укрепляли экономику СССР, но по разным причинам остались без наград, что служили бы основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Немало среди них было ударников коммунистического труда, победителей соцсоревнований, обладателей ведомственных почетных грамот. Но эти формы поощрения, к сожалению, основанием для присвоения заветного звания, по действующему законодательству, не являются.

Мы предложили читателям «Пенсионера», кто подходит под эту категорию, прислать в редакцию рассказы о себе. Писем пришло немало. Все собранные сведения мы передали инициативной группе, которая создана в Свердловской области, чтобы восстановить социальную справедливость по отношению к этим пожилым людям. Инициативная группа работает, и вот что уже удалось сделать.

Вячеслав Михайлович Вегнер, депутат Законодательного собрания Свердловской области:

- Сейчас идет активный процесс составления бюджета нашей области на 2019 год. На рабочей группе по вопросам формирования расходов областного бюджета на социальную политику я обратил внимание коллег на проблему «детей войны». Вопрос поднимается давно, но на нем нередко идут спекуляции со стороны политических же спекулянтов.

Ко мне поступает множество писем от тех, кто родился перед войной или во время нее. Кто с малых лет вместе с родителями в тылу собирал колоски и ел одну лебеду, а затем работал над восстановлением разрушенного войной народного хозяйства. Эти старики имеют трудовой стаж по 50-55 лет, но в силу того, что они не были приближены к номенклатуре, у них отсутствуют награды, необходимые для получения, например, звания «Ветеран труда Свердловской области». К примеру, наличие Почетной грамоты Законодательного собрания Свердловской области и соответствующий трудовой стаж дают возможность получения этого звания. Но, чтобы получить эту Почетную грамоту, нужно иметь также награды правительства, отраслевого ведомства или муниципальной администрации.

Чтобы получить сейчас эти награды, нужно, чтобы за пенсионеров ходатайствовало то учреждение, в котором они трудятся. Но наши бабушки и дедушки - уже 20-30 лет как на пенсии. То есть, не имея доступа к административным органам и ведомствам ни сейчас, ни ранее - к КПСС, люди, проработавшие большую часть жизни на наших заводах, в больницах и школах, не заслуживают тех льгот, которые получают их сверстники, работавшие в приближенных к партхозу структурах!

Помимо прочего, сумятицу в проблему вносят те, кто якобы радеет о «детях войны» - разные партии и политдвижения. Ранее они наделали массу значков «Дети войны» и раздали их всем подряд вместе с обещаниями дать каждому «ребенку войны» дополнительные льготы и даже принять целый закон об этом. О законе все забыли сразу после выборов. Хотя губернатор приглашал партийных активистов, разговор шел о том, чтобы помогли «детям войны», у которых нет вообще никаких льгот, - собрали данные и предоставили в региональное министерство социальной политики. Для этого общественные организации с партиями и нужны. Но нет.

Таких «детей войны», у которых нет никаких льгот, в Свердловской области на тот момент было примерно 14 тысяч, сейчас - меньше. Из областного бюджета, если им предоставить льготы ветеранов труда, в год будет тратиться 134 млн рублей. Я предложил на заседании рабочей группы рассмотреть вопрос о помощи нашим старикам. Министр соцполитики Андрей Владимирович Злоказов сказал: давайте данные на тех, кто заслуживает звания.

На сегодняшний день, по подсчетам министерства со ссылкой на данные муниципальных советов ветеранов и учреждений соцзащиты, тех, кто имеет право на звание «Ветеран труда», - всего 4 тысячи человек. Но минутку, данные советов ветеранов - это далеко не все бабушки и дедушки, это как раз элитная часть пенсионеров! А данные учреждений соцзащиты – это те, кто является заявителем. Остальные «дети войны», получается, - это те, кто не верит ВТО, что вопрос будет решен в их пользу, и не просит.

Давайте пойдем им навстречу. В ближайшие дни начнем договариваться со всеми конструктивными силами о восстановлении социальной справедливости по отношению к тем «детям войны», которые совсем остались без помощи. И без помпы и обещаний принятия законов попробуем помочь им на основании имеющихся законов. Сегодня для принятия решения и их достаточно.

Сейчас инициативная группа, куда входят мои помощники и редакция газеты «Пенсионер», собирает необходимые бумаги, чтобы предоставить чиновникам повод ответить за свои слова о социальной справедливости и наконец-то начать предоставление льгот по принципу заслуг, а не по принципу принадлежности к бюрократическому классу.

Конкретные примеры

Вот некоторые из тех, кто оказался обделен вниманием государства (все письма есть в моем распоряжении):

- Екатерина Михеевна П., 1936 г.р., общий трудовой стаж - 54 года, работала на Режевской швейной фабрике швеей-мотористкой; в гальваническом цехе Режевского механического завода - травильщицей; 22 года – на Режевском никелевом заводе. Вышла на пенсию в 1982-м, но продолжала трудовую деятельность до 2008 года. Ее имя занесено в Книгу трудовой славы швейной фабрики. На протяжении всех лет вела активный образ жизни: была председателем цехового комитета, солисткой хора, занималась в клубе рукодельниц… Сейчас ей 82 года, есть ряд серьезных заболеваний. Но при таком огромном трудовом стаже пожилая женщина почему-то не имеет никаких льгот, званий. Знаете, что есть у нее в графе трудовой книжки о поощрениях и награждениях? Единственная запись: в честь 8 Марта ее сфотографировали у Красного знамени. Все!

- Валентина Владимировна П., 1941 г.р., 52 года стажа, в прошлом - машинист трубного завода, инженер промкомбината. Жила до 1965-го года в Челябинской области, в селе, которое подверглось радиоактивному воздействию в результате аварии. За это ей – компенсация, 200 рублей в год…

- Екатерина Борисовна Ф., 1940 г.р. Трудовой стаж - более 40 лет. Инвалид 3-й группы. Тяжелое детство, но, несмотря на трудности, хорошо училась. Работала кассиром, бухгалтером на заводе оптики, главным бухгалтером, инженером-экономистом, начальником планового отдела в различных предприятий Свердловска.

И таких примеров – сотни.

Роман Зыков, представитель инициативной группы:

- Так получилось, что я был одним из тех, кто перед очередными выборами раздавал «детям войны» значки и газеты с обещаниями. Работа с «детьми войны» началась еще в 2011 году.

Значки были тем самым «знаком внимания», пожилые «дети войны» принимали их реально со слезами на глазах. Некоторые плакали, рассказывая о своей жизни. Вал ходоков за значками был немал, но раздача значков и обещаний приводила и к другому результату – к вопросам от «детей войны»: когда же за эти значки им дадут ежемесячную надбавку в 1000 рублей? Ответ тогда был прост: губернатор и партии-конкуренты не дают!

Потом - референдумы, сбор данных сторонников, митинги и прочее. Под «детей войны» был подготовлен законопроект, который так и не увидел свет. Причина банальна – выборы прошли. Законопроект вспомнят потом, перед избирательной кампанией-2021. Причем, тот же самый, популистский.

С учетом того, что сейчас эта тема вновь поднята, есть вариант действительно помочь тем «детям войны», кто не имеет никаких льгот от государства. Государственные мужи и дамы, с которыми я провел ряд консультаций, объясняют: чтобы мы помогли вам (инициативной группе) помочь им (старикам), нам нужны от вас данные - кому, сколько и как. Мы задачу поняли. По сути, нам предоставили шанс. И указанным «детям войны» - тоже. Приятно, что помочь в этой теме нам обещали и представители разных партий. Но работа теперь строится по-другому, мы не собираем актив под требовательные лозунги. Мы просто вместе с газетой «Пенсионер» хотим решить проблему на деле.

Наталья Березнякова

11:05
1161
Загрузка...