«У проблем не бывает партийной окраски»
О финансовых возможностях региона, о том, как доходы и расходы муниципалитетов влияют на жизнь людей, о том, что в работе депутата не бывает частных, мелких дел, мы говорим с Михаилом Валерьевичем Зубаревым, членом комитета Законодательного собрания Свердловской области по бюджету, финансам и налогам, депутатом от ЛДПР.
Оценивают не по имени, а по делам
В работе любого депутата Законодательного собрания Свердловской области одно из ведущих мест занимают обращения избирателей. С одной стороны – это сигналы о том, как обстоят дела с решением конкретных проблем на местах, с другой – основа для будущих законопроектов.
С какими вопросами к депутатам чаще всего обращаются жители области? Они, как правило, одни и те же – доступная медицинская помощь, состояние дорог, качественные услуги ЖКХ и опять же невысокие доходы, в частности, маленькие пенсии. Одно дело, когда речь идет о необходимости экстренной помощи больному. Тут в ход идут возможности регионального депутата быстро связаться с областным минздравом, главврачами ведущих региональных клиник, чтобы оперативно решить конкретную проблему. И пусть это – частный случай, человеку, у которого есть проблема, без разницы, кто будет ее решать, – местный мэр, депутат ЗакСо или губернатор. Главное, чтобы был найден адекватный выход из ситуации. Ведь из таких частностей складывается и отношение простых людей к власти, кто бы ее ни представлял, – смогли или не смогли помочь.
– Мы в работе не разделяем свои депутатские или партийные возможности и полномочия, – отмечает Михаил Валерьевич. – Есть общее дело. У проблем, с которыми к нам приходят люди, нет ни должностной, ни партийной окраски. У меня в общественной приемной, которая работает в Асбесте, помощники и алименты помогают взыскать, и создать для человека с ограниченными физическими возможностями условия для занятий любимым делом. Пример: инвалид-колясочник – тренер по настольному теннису, а зал для тренировок в местной спортшколе находится на третьем этаже. Целый «букет» проблем: как-то подъехать к школе, как-то подняться в зал, и в таких условиях еще как-то найти возможность регулярно тренировать ребят. А в целом – та самая пресловутая «доступная среда», о которой так много говорится в последнее время. И вроде проблема выеденного яйца не стоит: сделать пандус и установить подъемник. Но просто только на словах. На деле – создай проект, найди деньги в местном бюджете, проведи конкурс, отыщи нормального подрядчика, которые не будет халтурить во время работы, прими у него сделанное. Дело не одного дня, а целого года. Пока мы временное решение нашли – сделали деревянный пандус, дворники регулярно чистят дорогу к нему, есть те, кто помогает тренеру поняться в зал. Но делать нужно основательно, ведь это – проблема не этого конкретного колясочника, а всех тех, кто хотел бы заниматься, но из-за состояния здоровья и отсутствия доступной среды лишен такой возможности. Очень надеюсь, что в администрации Асбеста эту проблему в течение нынешнего года решат.
Регион – один, подходы – разные
Свердловская область – регион большой, здесь вряд ли можно найти универсальные решения для каждой ситуации. Возьмем для примера состояние здравоохранения. До 2012 года муниципалитеты получали средства на содержание своих местных больниц. Затем все лечебные учреждения были переданы в управление областному минздраву. Только в Екатеринбурге сохранилось городское управление здравоохранения.
– Года четыре назад у меня был один запрос с «моей» территории – из того же Асбеста. Требовалось основательно отремонтировать местную больницу, – рассказывает. М. В. Зубарев. – Вместе с местным главой, представителем регионального минздрава и главврачом больницы стоим возле нее. Интересуюсь: «Когда последний раз в ней был ремонт?» Глава говорит: «За то время, пока я возглавляю местную администрацию, ремонта не было, потому что больница передана из муниципалитета «под область». Депутаты местной думы помнят – капремонт проходил в 1990-е годы. Можно долго разбираться, почему так было, но лучше определить, что делать сейчас.
Давайте вспомним, как строились больницы в середине прошлого века. Как правило, это целый медгородок с комплексом больших зданий. Но качество медицины изменилось. И когда сегодня на прием приходят пенсионеры и ворчат, мол, раньше нас хорошо лечили, мы по три недели в стационаре лежали, нам капельницы ставили, а сейчас все развалили и только таблетки выписывают, я спрашиваю: а эффект от того, прежнего лечения какой был? Как диагнозы ставили, какие обследования проводили? Сегодня появились новые технологии, современные препараты, малотравматичная хирургическая помощь. В итоге те площади лечебных учреждений, которые когда-то были необходимы, сейчас для медицинских целей не используются, простаивают впустую. А их нужно отапливать, платить земельный налог и так далее. Главврач в Асбесте, к примеру, хотел бы ненужные здания снести и на их месте оборудовать парковку, чтобы пациентам и их родственникам, которые приезжают на личном транспорте, было где оставить автомобиль. Но для этого необходимо сделать все то же, о чем говорилось в случае с инвалидом-тренером. А если нужно выбирать, что лучше – снести старое здание или приобрести новое оборудование, конечно, приоритет отдается оборудованию. Вот и приходится решать, делать капремонт или делать новый проект больничного комплекса, с учетом современных потребностей. Еще с прошлого депутатского созыва у меня остался невыполненный наказ по поликлинике в Сухом Логу. В 2014 году мы с главврачом договорились о том, что ремонт поликлиники будем проводить в несколько этапов, потому что сразу необходимую сумму в бюджете не найти. Эту работу мы обязательно сделаем, потому что я обещал людям.
Та же ситуация с долгостроями: начинали их с учетом существовавших на тот момент нужд. Простоял недострой несколько лет, а то и десятилетий, и сейчас уже нет смысла искать деньги, достраивать, потому что необходимость в нем отпала. Нужно принимать принципиальное решение, политическое, о сносе того, во что уже были вложены значительные средства… И разъяснять людям, почему это делается и что появится взамен. Это – тоже часть депутатской работы: аргументированный, конструктивный диалог с избирателями.
– Депутаты априори должны быть специалистами во всех отраслях, – отмечает М. В. Зубарев. – И профессионалами – каждый в своей сфере. И в том, и в другом случае задача одна – решить возникшую проблему, потому что для людей второстепенных бед не бывает.
Наталья Березнякова, газета "Депутатский круг"