А. Альшевских: "Любой отчет проверить несложно..."
Среди депутатов Государственной думы, которые представляют Свердловскую область, на слуху у жителей региона лишь два–три человека. Остальные народные избранники либо предпочитают не афишировать свой труд в интересах земляков, либо редко наезжают в родную область. Андрей Альшевских – депутат, который постоянно на связи и с руководством региона, и, что гораздо важнее, со своими избирателями.
Депутат Альшевских с момента избрания в Госдуму работает «на два фронта»: первую половину недели – в Москве, вторую – в родной области. Именно поэтому он знает обо всех процессах, которые проходят в регионе, именно поэтому он может действенно влиять на них в интересах жителей региона. И тут уже неважно, что говорят в своих отчетах руководители региональных министерств, ведомств. О реальном положении дел депутату в режиме онлайн сообщают сами жители. Немного перефразируя слова известной песни, такой тесный контакт с избирателями можно охарактеризовать фразой:
«Следить я не буду. Соседи скажут все, ты так и знай!»
Усилен депутатский контроль
А. Альшевских является членом думского Комитета по контролю и регламенту. То есть в его депутатские обязанности непосредственно входит контроль за исполнением федеральных решений и постановлений на региональном уровне. Тесное сотрудничество с аудиторами Счетной палаты, общественными объединениями позволяют сформировать реальную картину всего происходящего в субъектах РФ. О важности этой работы не раз говорил Председатель Госдумы Вячеслав Володин. На усиление парламентского контроля за последние полгода-год обратили внимание многие региональные чиновники.
– Честно говоря, ранее этой работой особо никто не занимался, – замечает Андрей Альшевских. – Но результаты социологического опроса, который не так давно специально заказывала Госдума, чтобы выяснить, чего жители страны ожидают от работы федеральных депутатов, показали: избиратели хотят, чтобы депутаты контролировали, как реализуются решения, принятые «наверху», на уровне региональной и местной власти. Поэтому нашему комитету дали соответствующие полномочия, чтобы мы смотрели за тем, каков механизм вступления в силу нового закона.
Ведь мало просто принять закон, нужно создать множество других подзаконных актов, согласовать его с уже существующими документами, чтобы он действительно заработал. На деле же нередко бывает так: закон вроде и есть, но он не работает, потому что нет массы документов вокруг него – приказов, распоряжений, решений и прочего. Теперь у нас есть четкая установка: на первом же после региональной депутатской недели пленарном заседании Госдумы Комитет по контролю и регламенту будет выступать с информацией о том, какие законы должны были вступить в действие за последнее время, какие нормативно-правовые документы по ним приняты, по каким законам этого сделано не было.
Так что это депутатский контроль не только за реализацией законов на местах, но и за работой Правительства РФ. И выводы из наших докладов будут самые серьезные.
Конечно, это касается и региональной власти. Вряд ли в субъектах РФ кто-то решит затягивать или тем более саботировать принятие в рамках федеральных законов соответствующих региональных нормативно-правовых актов, поправок в действующие документы. Но случиться может всякое. И тогда даже самый лучший федеральный закон останется таковым сам по себе. Работать он не будет, а жители страны именно по таким моментам судят об эффективности власти в целом.
Спор – в общественную плоскость
Поэтому во время поездок по области депутат уделяет пристальное внимание состоянию первичного звена медпомощи. Спор А. Альшевских с региональным минздравом по поводу работы сельских фельдшерско-акушерских пунктов стал достоянием общественности. О развитии ситуации многие пристально следят на странице депутата Госдумы в «Фейсбуке». Итак, каковы выводы?
– Президент, правительство страны, федеральные министры, руководство Госдумы постоянно рекомендуют, чтобы депутаты во время своих региональных недель уточняли, как на конкретной территории идет реализация национальных проектов. В частности, проекта по здравоохранению. Деньги выделяются колоссальные. Мы можем говорить о них сколько угодно, но если в регионе на практике ничего не делается, если идет прямой саботаж, а по-другому я это назвать не могу, страдает не власть, а жители. У людей возникает разочарование, недоверие к обещаниям власти. Ситуация с ФАПами в Свердловской области – тому пример, рассказывает депутат. – В рамках нацпроекта по здравоохранению президент дал поручение: организовать первичную медпомощь в каждом населенном пункте с численностью жителей от 100 человек и более.
Я запросил информацию о том, как выполняется это поручение, у правительства Свердловской области. В 2018 году у нас должны были открыть 17 ФАПов, из них 8 – на средства федерального бюджета, 9 – за счет региональных денег. На сайте госзакупок есть информация о заключенных контрактах, перечень населенных пунктов, где должны появиться ФАПы, обозначены компании, которые будут выполнять эту работу. Но когда я проехал по этим населенным пунктам, то сказать, что я остался недоволен увиденным, – значит, ничего не сказать...
Те 8 фельдшерско-акушерских пунктов, которые оплачивались из федерального бюджета, худо-бедно к концу 2018 года начали работу. Подрядчики спешили к Новому году завершить основные работы, чтобы отчитаться о расходовании средств и не возвращать их в казну государства. Что касается ФАПов за региональные средства, дела обстояли гораздо хуже. Где-то они начали появляться только сейчас, в конце зимы 2019-го, где-то их до сих пор нет. Областной минздрав объясняет так: мол, их возведение – в планах на 2018–2019 годы, время еще есть. Но в подписанных минздравом госконтрактах все сроки определены четко. Нет в них изменений по поводу переноса сроков! Далее. Поставить «коробку» под будущий здравпункт – это лишь часть дела. Нужно, чтобы он начал работать. Чтобы были специалисты, чтобы оборудование и услуги соответствовали предусмотренным стандартам. Чтобы жители видели: все, что нам обещали, сделано, мы можем получить нормальную первичную медпомощь в родном селе.
– Поэтому ситуацию с ФАПами в Свердловской области я буду держать на личном контроле, – говорит А. Альшевских. – И как бы на меня ни обижались областные чиновники, но если я увижу, что на деле все обстоит не так, как написано в бодрых отчетах, я молчать не стану. Пользуясь статусом депутата Госдумы, буду выступать с парламентской трибуны, обращаться к руководителям федерального минздрава, чтобы привлечь внимание к тому, что происходит в здравоохранении Свердловской области. Поручения президента и правительства в рамках нацпроекта должны быть исполнены. Депутатский контроль реализации на местах задач, озвученных на уровне государства, – моя прямая обязанность.
Что беспокоит каждого человека? Житейские вещи: пенсия, качество здравоохранения и образования, состояние экологии. Это было отражено в недавнем послании Президента Федеральному Собранию.
– Это не первое послание, которое я слышал. Но на этот раз оно было более приземленным, без высокопарных слов, ориентированным именно на простых людей, – размышляет депутат. – Президент говорил по поводу ФАПов, состояния первичной медицинской помощи и многом другом, что волнует людей. И когда чиновники в ответ на мои запросы начинают объяснять: мы не можем, это тяжело, я сразу отвечаю: не вопрос, не можете – напишите заявление об уходе; на ваше место придут те, кто сможет. Зачем стонать, находясь в должности, о том, что работа – не по силам? Тяжело – уходи! Но на деле же и палкой не выгонишь! Значит, засучи рукава и работай. Такие моменты влияют на отношение жителей к власти. Руководители любого уровня должны понимать: вы это делаете не для себя, а для людей.
Более того, я постоянно обращаюсь к жителям Свердловской области: не стесняйтесь, информируйте меня о проблемах, которые есть в вашем населенном пункте. По мере возможностей попытаюсь разобраться в проблеме, помочь в ее решении. И чиновникам бездействовать не дам, и «бодрые» отчеты обязательно проверю. Тем более что, благодаря обращениям избирателей, сделать это нетрудно.