​Главные вопросы жителей Екатеринбурга к РПЦ

​Главные вопросы жителей Екатеринбурга к РПЦ

Для тех читателей «Пенсионера», которые живут не в Екатеринбурге, а в других городах и районах области, не совсем понятно, что происходит в эти дни в самом центре столицы Среднего Урала.

Телеканалы показывают толпу людей, ломающих проволочный забор. Политологи наперебой высказывают мнение по поводу готовности властей выстраивать диалог с общественностью. Крупные бизнесмены критикуют недовольных. Все это – реакция екатеринбуржцев на подготовительный этап строительства храма Святой Екатерины на набережной городского пруда.

Предлагаем вашему вниманию размышления журналиста крупного информагентства о том, что привело к противостоянию в обществе, и как переломить ситуацию.

Религиозное противостояние

Екатеринбург в шаге от повторения новых столкновений вокруг строительства собора Святой Екатерины на Октябрьской площади. Защитники сквера 13 мая разрушили забор стройки и вступили в перепалку с сотрудниками ЧОП и спортсменами, охранявшими площадку. Пытаясь не допустить новых обострений, сторонники и противники храма пытаются помириться: губернатор Е. Куйвашев встречается с их представителями. Но услышат ли стороны друг друга? Я воспитывался в странной семье. Мать была верующим человеком, отец —атеистом. Я унаследовал лучшее от обоих. С детства уяснил, что вера в чудо может соседствовать с критическим разумом.

Я никогда не был воцерковленным человеком, не разбирался в догматах и рассуждаю о них как профан. Главным для меня всегда было не соблюдение постов, а вера в справедливость. В то, что каждый человек вне зависимости от цвета кожи, пола, здоровья и сексуальной ориентации достоин лучшей жизни. Что в душе каждого есть светлое начало, которое нужно постараться рассмотреть.

Но в последние годы этот светлый образ стал разрушаться. Екатеринбург поглотило религиозное противостояние. Храм Святой Екатерины, который должен был стать символом объединения горожан, неожиданно стал символом раскола. И дело, на мой взгляд, не только в самих горожанах.

Вера напоказ

«И когда молитесь, не будьте как лицедеи, которые любят становиться на молитву в синагогах или на перекрестках, чтобы видели их люди». Нагорная проповедь Иисуса Христа (Мф 5-7) 6.1-5

Убежден, что вера — дело сугубо личное. Об этом хорошо знает старшее поколение, ходившее в советское время в церкви тайком, чтобы не встретить по дороге знакомых. Такая случайная встреча была чревата лишними слухами, проблемами. Мама крестила меня тайно. Втайне даже от отца. Помню, как в пустом помещении священник мне рассказывал: «Каждый раз, когда ты в церковной тишине зажигаешь свечку, рождается ангел».

Сегодняшние верующие тишину не любят. Им нужна толпа зрителей. Крестные ходы перестали быть актом чистой веры, превратившись в подобие религиозных карнавалов.

Я не понимаю, какие духовные блага призваны нести горожанам ряженые казаки и им подобные персонажи, и как они могут растолковать пастве десять заповедей.

Я не понимаю, зачем нужна гонка за числом молящихся на месте строительства храма Святой Екатерины. В ожидании очередного молебна хочется сказать: «Не будьте как лицедеи». Заметьте, это не мой совет.

Свой — святой, чужой — святотатец

«Я же говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за тех, кто гонит вас… Ведь если вы будете любить тех, кто вас любит, какая у вас заслуга?.. И если вы дружелюбны только со своими, что в том особенного». Нагорная проповедь Иисуса Христа (Мф 5-7) 5.44-47

Много раз в российской истории вера в Христа становилась последней надеждой на справедливость. Надеждой на равенство, которое одинаково гарантирует царствие небесное и праведникам, и заблудшим душам.

Сегодня представители Екатеринбургской епархии спасения души противникам строительства храма Святой Екатерины не обещают. Чем дальше, тем более категоричными становятся их речи по отношению к оппонентам. На участников протестных акций на Октябрьской площади навешиваются ярлыки богоборцев, практически преступников, с которыми не нужно вести переговоры. Причины, по которым горожане не хотят видеть храм именно на этом месте, РПЦ не интересуют.

Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Профилактикой зла занимаются не только врачи, но и священники. Проповедь нужна не только грешникам, но и просто сомневающимся, в сердца которых едва закралось сомнение. Поэтому я ждал, что в ночь с 13 на 14 мая священники придут на Октябрьскую площадь к протестующим, чтобы донести до их сердец слова веры. Но святые отцы не пришли, предоставив толпу самой себе. Поэтому вместо благовоний на месте строительства храма был распылен слезоточивый газ, людей таскали за волосы, охранники в наколках обещали им избиение.

Крушение последних надежд

После ночных событий у меня была надежда, что позицию церкви разъяснит старший священник Храма на Крови Максим Миняйло. Я хотел услышать цитаты из Нагорной проповеди, призывы к единению. Но отец Миняйло обошел все острые углы, так и не ответив, кто из священников благословил заключение договора на охрану стройплощадки с людьми, распылившими в толпе слезоточивый газ и применившими силу. Он фактически оправдал охранников, заявив, что причиной конфликта были действия протестующих.

Представитель епархии напрямую сообщил, что компромисс с протестующими невозможен. Я делаю неутешительный вывод, что расцвет эпохи религиозных карнавалов еще впереди…

Константин Джултаев, Ura.ru (в сокращении)

13:55
850
Загрузка...