Эксперт о тонкостях "дачных" реформ

Эксперт о тонкостях "дачных" реформ

О том, что такое «тепличный» налог, и кому он грозит, мы говорили с председателем Союза садоводов Екатеринбурга Н.А. Локтионовой в «Пенсионере» №20 от 13 мая. Сегодня речь пойдет о том, почему все чаще председатели садовых товариществ поговаривают о том, чтобы оставить такой хлопотный пост…

- Надежда Александровна, к нам поступают недоуменные звонки читателей – владельцев садовых участков: правда ли, что необходимо регистрировать коллективные скважины?

- Да, региональное министерство природных ресурсов постоянно просит разъяснять это требование владельцам участков. Внесены изменения в Водный кодекс, регистрация коллективных скважин, которые относятся к имуществу общего пользования, обязательна. А вот индивидуальные скважины, которые оборудовал на собственном участке сам владелец, этого делать не нужно. Тут другая проблема: кому и сколько платить за использованную воду? Один пользуется постоянно, другой – изредка, третий вообще не берет воду из общей скважины. Ставить счетчики?

Но скважины – это лишь часть бед, с которыми сталкиваются садоводы. Много товариществ оказались в охранных зонах. Например, под линиями электропередачи. Там строительство не разрешено, но многие садовые дома были возведены в 1980-е годы, когда этого норматива еще не существовало. Он появился в 2012 году. Люди приглашают кадастрового инженера, готовят необходимые документы, отдают на регистрацию, а им отказывают, пока не будет разрешения электросетевой компании. Норматив сейчас действует, значит, компания никогда разрешения не даст. Поэтому при регистрации такого объекта следует обязательно указывать, что он построен до 2012 года. Доказательством тому – декларация, которую подписывает кадастровый инженер. Он предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложных сведений, так что никто себе во вред лукавить не станет.

- «Мусорная» проблема для садоводческого товарищества – тоже одна из наболевших. Сейчас – вдвойне, весь с началом реформы людям приходится платить и за сад, и за квартиру, в которой многие летом не живут. Наверняка среди садоводов случают конфликты?

- По логике, региональный оператор должен заключать с гражданином прямой договор по тому месту жительства, где он прописан. А вот по поводу садов – это вопрос спорный. Как определить, кто сколько мусорит? Кто-то приезжает только на выходные, кто-то живет там неделями, месяцами. Объемы произведенного мусора разные. Боюсь, что будет много ссор на общих собраниях в товариществах о том, кто должен платить за мусор. Некоторые председатели товариществ рады «мусорной» реформе, они точно знают, что конкретный садовод постоянно проживает на участке и валит мусор за забор. Значит, должен за это платить. Но те, кто не хотел платить раньше, не станет этого делать и теперь. А вот если бы региональный оператор перешел на прямые договоры, такому садоводу просто некуда было бы деваться. Но проблему по факту свалили на плечи председателей товариществ. Неплательщиков и так много – суды завалены исками с требованием уплатить членские взносы в товарищество. Единственный выход для председателя, решившего бороться с неплательщиками, - идти в суд, а там без юриста делать нечего, самостоятельно в изменениях законодательства не разобраться. Кто будет оплачивать такие расходы?

Несколько лет мы добивались заключения прямых договоров с поставщиками электроэнергии. Тех, кто не желает платить за электричество, в садах предостаточно. В итоге убытков в СНТ очень много. По закону эти убытки покрывают члены сада в равных долях. Сейчас «Энергосбыт» переходит на прямые договоры с владельцами участков, конфликтов и долгов по поводу электроэнергии становится меньше. Попробуй не заплати – тебя сразу отключат. У председателя сада права отключать должников не было, а у поставщика ресурса это право есть. Но теперь мы такую же «головную боль» получаем в отношении мусора. Опять общий котел, опять покрытие убытков за счет честных плательщиков взносов.

- Когда реализуют подобные инициативы, неужели не задумываются о последствиях? Неужели не советуются с теми, кто на практике сталкивается и с неплатежами?

- Цель преследуется благая – наладить учет ресурсов, решить экологическую проблему. Но никто не учитывает, что выполнять новые требование должны простые люди, а они – разные. Не всегда безоговорочно законопослушные. Кто такие председатели садовых товариществ? Это общественники и, как правило, пенсионеры. Только у них есть время и желание заниматься этим. Молодежь за 3-5 тысяч в месяц не готова посвящать свободное время садовым спорам. Выдержать накал конфликтов не каждому по силам. Поэтому многие председатели-пенсионеры, по крайней мере, в нашем союзе, настроены на то, чтобы уйти с хлопотной должности. Она должна достойно оплачиваться, но на собраниях садоводы не утверждают председателю нормальный размер зарплаты, они привыкли, что все делается на общественных началах, за копейки. Решать серьезные проблемы садоводов, а они возникают регулярно, становится некому…

Наталья Березнякова

11:00
975
Загрузка...