Каждый храм – центр помощи людям
Острая фаза борьбы «за» или «против» строительства храма в честь Святой Екатерины в сквере возле драмтеатра перешла в вялотекущий процесс то ли поиска нового места, то ли убеждения общественного мнения в том, что строить нужно именно в сквере. Оставим саму дискуссию в стороне и поговорим о том, что изначально инициаторы возведения храма почему-то вообще не брали в расчет, - о важности выстраивания общественного диалога, учета любых мнений, умения находить общий язык с людьми разного возраста, убеждений.
«Драма вокруг храма» всколыхнула не только жителей Екатеринбурга. Мнение по этому поводу захотели высказать и те, кто живет в других городах и районах Свердловской области. Письма, звонки в редакцию от читателей «Пенсионера» показали: среди пожилых уральцев есть те, кто «за сквер», и те, кто «за храм». Причем, сторонники возведения говорят не столько о важности его как религиозного объекта, сколько о месте, объединяющем поколения, возрождающем нравственные традиции народа, его культурные и семейные ценности.
Об этом шла речь и на встрече, которая в самый разгар «скверных» баталий состоялась в храме-памятнике на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. По инициативе депутата Законодательного собрания Свердловской области Вячеслава Вегнера обсудить волнующую многих тему собрались активисты ветеранских организаций Екатеринбурга. Настоятель Храма на Крови, протоиерей Максим Миняйло говорил о том, как важны опыт и житейская мудрость пожилых в поддержании общественного мира и согласия.
Сегодня отец Максим – гость нашей газеты.
- Батюшка, вы не раз встречались и со сторонниками, и с противниками возведения храма на спорном месте. Общались с людьми разных возрастов, значит, можете оценить насколько разными были мнения. В чем, по-вашему, причина такого полярного отношения к ситуации?
- Мнения, действительно, звучали очень разные. Жители домов, расположенных по соседству со спорной площадкой, выступали за строительство храма. У других реакция на происходящее сдержанная, у третьих – безоговорочное «нет». Причины разные. Если люди, даже оппоненты возведения храма, слышали слова о том, что сквер не будет уничтожен, а получит новое развитие, будет преображена вся набережная, они воспринимали их с облегчением. Отношение к ситуации зависит не от возраста человека, а от владения необходимой информацией. В том числе – и о жизни церкви, роли храма, его пользе для людей. Все зависит от самого человека, его культуры, мировоззрения. У молодежи нередко бывает обостренное чувство справедливости, желание действовать. Но недостаток информации может сыграть негативную роль. К сожалению, многие молодые люди сегодня мало знают о сути служения церкви, ее духовной роли в обществе. Конечно, если в семье старшее поколение воспитывало детей и внуков в христианских нравственных традициях, они никогда не пойдут протестовать против строительства храма. А если в семье к вере скептическое, а то и негативное отношение, то оно обязательно отразится на мнении молодого человека о церкви. Основы закладываются в семье, и роль старшего поколения здесь неоценима.
- Сейчас, когда страсти немного улеглись, все задумались о важности общественного диалога. Конечно, его необходимо было выстраивать гораздо раньше. И выбор места для строительства, и важность храма для Екатеринбурга – это темы должны были звучать минимум год назад. Сейчас, после противостояния, договориться с людьми будет очень сложно…
- Считаю, что для городских и областных властей, для инициаторов строительства храма не потеряна возможность быть услышанными городским сообществом. Я недавно встречался со студентами Уральского федерального университета, мы проговорили целый час. Меня очень порадовал этот разговор, молодые люди задавали очень серьезные вопросы. В целом общение оказалось очень полезным. Еще раз повторю: многое зависит от тех взрослых – родителей, дедушек и бабушек, наставников, которые окружают молодого человека. Если детей любят, то эта душевная связь предохраняет молодежь от резких, необдуманных действий.
- Среди предложений о том, где еще, кроме спорного сквера, можно разместить храм Святой Екатерины, есть и площадь 1905 года. А памятник Ленину перенести. Не вызовет ли реализация этой идеи возмущение еще большее? Ведь для старшего поколения Владимир Ильич – символ их юности, молодости. Эти люди – не против храма, но они воспитаны иначе, для большинства из них вопросы веры – не самые насущные.
- Пытаться переломить их отношение к происходящему – дело бесперспективное. Любое дело, которое совершается с насилием, недолговечно, неэффективно. Нужно действовать через убеждение, осознание. Чтобы не вызвать в обществе еще больше возмущения, думаю, нельзя предлагать заведомо провокационные площадки. Площадь 1905 года – предложение очень спорное, даже более конфликтное, чем часть сквера у драмтеатра. Не могу сказать, что я с восторгом отношусь к деятельности В.И. Ленина, это было бы неправдой. Пусть старшее поколение не обижается, но его идеи об уничтожении духовенства как класса официально зафиксированы, поэтому как священник, как христианин я не могу его оценивать положительно. Однако невозможно не признать тот факт, что под знаменем Ленина было создано социальное государство, что социальные блага распределялись более равномерно, что огромны заслуги народа в процветании страны. Поэтому нам нужно решать вопросы восстановления храмов и с учетом мнения людей, большая часть жизни которых прошла в советский период. Центральная площадь Екатерибурга – это изначально столкновение политических взглядов, это историческая память старшего поколения. Есть более компромиссные варианты мест для возведения храма.
- Некоторые наши читатели – одинокие люди очень преклонного возраста, немощные, больные. Им остро не хватает социальной поддержки специализированных служб милосердия. В епархии действует такая служба, ее помощь очень востребована. Какие еще формы поддержки нуждающихся предлагает церковь?
- Конечно, церковь не может полностью подменить собой государственные службы социальной помощи. И все же если мы создадим крепкие приходы и воспитаем людей в духе уважения, сострадания к ближним, в будущем мы сможем сделать многое. А сегодня в церквях действуют очаги милосердия, их светом могли бы загореться и другие. Мы пытаемся помочь каждому, кто к нам обращается: прежде всего, это духовная помощь. Хочет человек принять таинство исповеди, причастия, но не может выйти из дома, к нему обязательно приедет священник. Отказа нет и не будет. Храмы давно стали центрами раздачи одежды, причем, так решили сами люди, просто приносят и просят отдать нуждающимся. При епархии действует обитель милосердия, с гордостью могу сказать, что тоже принимал участие в ее создании. Там ухаживают за очень немощными людьми. И если станет больше приходов, и таких центров при них, тем меньше будет одиноких больных стариков. На мой взгляд, эта беда возникла еще и потому, что многие выбрали для себя жизнь бездетную или малодетную. Никто в старости не сможет позаботиться о нас лучше, чем собственные дети, которых мы воспитали в духе любви и уважения. Большая дружная семья – и тогда забота за престарелыми родителями ложится на многих детей и внуков. Так и наш народ, и другие жили всегда. Не все решается государственными программами. Нужно всеми силами убедить людей в мысли: семья – вот место, которое ты создаешь сам. И если ты преуспел на этом поприще, то сможешь рассчитывать на достойную старость в окружении родных любящих людей.
- Уже звучала мысль о том, что храм может стать не только центром православной жизни Екатеринбурга, но и средоточием общественной жизни – культурной, досуговой – для людей разных возрастов. Нередко об этом нам пишут и читатели, особенно из сельских территорий. Там, объединившись для возрождения уничтоженного когда-то храма, активисты села решают немало и других важных для земляков проблем. Может, именно идея «храм – общественный центр» способна примирить его сторонников и противников?
- Эту мысль мы проводим последовательно, более того, вся наша деятельность наглядно демонстрирует, что это – не просто мечты, а свершившийся факт. Любой храм, хоть в столице региона, хоть в малом селе становится центром общественной, социальной жизни. Там, где сегодня, к сожалению, закрываются почтовые отделения, церкви, напротив, появляются. Люди в храме встречаются не только для молитвы, но и просто для общения, для встречи праздников. Например, в Храме на Крови в День Победы мы встречаемся с ветеранами, организуем для них концерты, исполнение песен военных лет. Немало мероприятий проходит для детей. Интенсивность общественной жизни в нашем храме очень высокая. Это и библиотека, и музей, и экскурсии для гостей храма, и множество образовательных программ для разных возрастов: религиозные, исторические, культурные. Большое внимание уделяется семейным ценностям, укреплению семьи, воспитанию детей, - людей консультируют опытные психологи. На площадке культурно-просветительского центра «Царский» у нас также нередко выступают мастера филармонии, известные творческие коллективы. И все это совершенно бесплатно. Любой храм всегда – центр помощи людям, особенно если в нем – мощный актив, деятельный священник и его инициативные помощники-прихожане. Церковь сегодня – это источник вдохновения людей, она призывает каждого к тому, чтобы совершить нечто действительно важное, нужное. Чтобы вся жизнь в обществе стала более позитивной, созидательной. Поэтому хочу обратиться к читателям газеты со словами признательности за поддержку, которую они оказывали нам в эти непростые дни. А еще напомнить о том, что жизнь любой храмовой общины – это место, где человек в любом возрасте может получить второе дыхание, обрести вновь смысл жизни. Приходскими активистами часто становятся те, кто прежде был далек от церкви. И их стараниями вершатся масштабные дела. Давайте ценить их усилия, выраженные в любой форме – возрождении храмов, налаживании диалога между поколениями, сохранении нравственных традиций. Поддержите тех, кто восстанавливает храмы и развивает вокруг них общественную жизнь!
Наталья Березнякова
- news.myseldon.com
- news.yandex.ru