День России: праздник или позор?
Красной датой календаря 12 июня стало сравнительно недавно, не всеми этот праздник сначала воспринимался однозначно. Рожденный в лихие 1990-е, он поначалу ассоциировался с развалом СССР, со сдачей позиций на мировой арене, с упадком. А что сегодня для нас означает День России?
Минус на плюс
Противоречивую картину выявило исследование, проведенное фондом «Общественное мнение». Настоящим праздником этот день назвали лишь 34 процента опрошенных. Тем не менее, 70 процентов заявили, что отмечать принятие Декларации о суверенитете России нужно.
Почти такой же разнобой мнений царит и среди читателей газеты «Пенсионер».
- Не признавал и не признаю этот день праздником, - категорически заявил Олег Залесский из Екатеринбурга. – Провозглашение независимости части территории на обломках огромной державы – сомнительный повод для радости.
- Сегодня своей страной я горжусь, - говорит Леонид Прохоров из Нижнего Тагила. – В новом тысячелетии произошло много позитивных перемен, надо быть слепым или совсем беспамятным, чтобы не замечать этого. Так что День России – это мой праздник.
Про беспамятство он подметил точно. Нам свойственно, во-первых, избавляться от тягостных воспоминаний, во-вторых, быть недовольными тем, что имеем. Многие ли помнят, в какую пропасть ухнула страна в конце прошлого века? Развал промышленности. Массовая безработица. Многомесячные задержки зарплат и пенсий. Замороженные вклады. Деморализованная, погрязшая в дедовщине армия. Проституция, рэкет, разгул криминала…
Зато как любили нас в те годы Европа и Америка! Они давали нам кредиты (под кабальные условия), слали нам гуманитарную помощь (крупу с мышиным пометом) и эмиссаров типа Сороса с их «советами». Но стоило России задуматься о своих интересах и начать проводить независимую политику, как с Запада снова повеяло холодом.
Сравнительный анализ
В те годы, когда заводы и шахты закрывались, а станки отправляли на металлолом, когда «ножки Буша» считались деликатесом, было модно сравнивать достижения эпохи младореформаторов с дореволюционными. Мы в такие дебри углубляться не станем, а посмотрим, что сделано за последние 18 лет. Многие СМИ отдают предпочтение негативу и откровенной чернухе, обходя вниманием «скучные» достижения науки и экономики, масштабные проекты.
Если в 1993-1995 годах международные резервы России, которые в просторечии именуют золотовалютными, колебались в пределах 4,5 - 6,5 млрд долларов, то к июню 2019-го они превысили 495 млрд долларов. Словом, раньше Россия копила долги, теперь копит капиталы.
А возьмите аграрный сектор. К концу 1990-х даже картофель был по преимуществу импортный. Сегодня сельское хозяйство опережает в развитии все прочие отрасли. Мы едим свои крупы и яйца, мясо, овощи и фрукты, пьем свое молоко. Страна не только обеспечила себе продовольственную безопасность, но и стала крупнейшим экспортером продукции сельского хозяйства.
Увеличивается экспорт железнодорожной и сельскохозяйственной техники, холодильного оборудования, электродвигателей, генераторов.
Страна постепенно выбирается из страшной демографической ямы, образовавшейся в 1990-е годы. В национальные проекты, призванные обеспечить увеличение рождаемости и снижение смертности, вложены миллиарды.
Дороги без дураков
У всех на слуху присловье про две извечные российские беды, коими являются дураки и дороги. От первых сейчас целеустремленно избавляются, вторые не менее целеустремленно ремонтируют и строят.
С прошлого года по всей стране катится волна громких отставок губернаторов, мэров, руководителей ведомств. Кого-то снимают за плохую работу, кого-то – за нечистоплотность и продажность, кого-то – за хамские высказывания. Кадровые чистки помимо прямой цели – избавления от негодных и вороватых деятелей - имеют и побочный «воспитательный» эффект, служат острасткой остальным. Они дают понять, что незаменимых и неприкасаемых отныне нет.
Но это - урок не только начальникам, но и всем нам. Нам - населению, электорату, гражданам - надо учиться проявлять активность. Сегодня, чтобы попасть в ту или иную программу развития и получить финансирование, необходимо представить детально просчитанный проект. Многие из них выносятся на общественное обсуждение. К примеру, в предыдущие выборы жители муниципалитетов решали, какие объекты будут благоустроены. Под них и дали деньги.
Руководители начинают прислушиваться к мнению и нуждам людей. Свежий пример – снижение тарифов за вывоз мусора. Так что есть смысл не молчать, а говорить и действовать.
Не сдаваться!
Не знаю, как у вас, а у меня зачастую возникает когнитивный диссонанс между тем, что я вижу, и тем, что говорят и пишут в некоторых СМИ. Вспомните, сколько панических слухов и негатива лилось в период подготовки к чемпионату мира по футболу:
«Не построим, провалим, никто не приедет…»
Все построили, ничего не провалили, спортсмены и болельщики съехались со всего мира, все были в восторге. Мы, уральцы, это своими глазами видели.
А как настырно нам внушают идею об изоляции России, о том, что с нами никто не хочет иметь дело! Полноте, та же Германия, один из главных санкционщиков, под шумок наращивает нефтегазовые проекты с нашей страной. Тотальная деморализация соперника во все времена была важнейшим методом ведения хоть горячих, хоть холодных войн. Информационные каналы всегда использовались в качестве оружия массового поражения. Так что принцип «доверяй, но проверяй» в архив списывать рано.
Впрочем, желание лакировать действительность и закрывать глаза на недостатки не менее вредно. Но нашим людям это не свойственно. В этом я убедилась, когда накануне Дня России обзванивала читателей «Пенсионера» и расспрашивала о том, что меняется в стране и на их малой родине к лучшему, что их не устраивает в жизни, что они хотели бы изменить? Уральцы подмечают и позитивное, и негативное.
Глас народа
Сергей Николаевич Авдюков, 65 лет, поселок Половинный, ГО Верхний Тагил:
- Происходит много позитивных перемен. Не замечать этого невозможно. Лично я одобряю и укрепление нашей армии, и геополитику – то, что мы опять стали помогать другим странам. Но беспокоит меня положение в сельском хозяйстве, отток молодежи в города и охлаждение земляков к крестьянскому труду.
Сам я с 14 лет работал на селе, учился сначала в профтехучилище, потом в техникуме, везде приличную стипендию платили. Предлагали и в институт направить, но семейные обстоятельства помешали. Надо возрождать систему подготовки кадров для сельского хозяйства.
Раньше почти на каждом дворе был скот, сейчас только единицы держат коз, коров вообще не осталось. Напротив моего дома поле раньше делили между жителями под картофель, теперь я один там его выращиваю. Остальные покупают картошку, молоко, яйца, кур в магазине. Купить выгоднее, чем производить. По-моему, это неправильно.
Сергей Иванович Козлов, 65 лет, деревня Сугат Талицкого района:
- В «мусорной» реформе надо менять не только тарифы. У меня за месяц набрался всего один мешок отходов – и то это стеклянные бутылки, которые бросили на берегу и в лесу приезжие отдыхающие, а я собрал. Надо открывать пункты приема вторсырья, как это было раньше, чтобы люди сдавали стеклотару, картон, пластик за деньги. Тогда и мусорить будут меньше.
Лариса Алексеевна Маринова, 58 лет, г. Богданович:
- Все у нас идет к лучшему. Наш город благоустраивается, во дворах появляются детские площадки, высаживаются деревья, цветы. А еще мне нравится современная молодежь: вежливая, внимательная, активная.
Дарья Григорьевна Чиркова, 63 года, г. Верхняя Салда:
- Хорошеет наш город, в прошлом году дороги привели в порядок, предприятия оживают, есть где работать. А из негативного – много бюрократических барьеров в получении льгот. Я активно работаю в городском совете ветеранов, написала заявление на отдых, а мне отказали по той причине, что я должна получать путевку как инвалид. Да какая разница! С чиновников надо строже спрашивать за всякие промахи. У нас пять месяцев не приносили квитанции за вывоз мусора, а потом сразу оптом выставили счет – для многих эта сумма неподъемная.
Николай Михайлович Прохоров, 59 лет, г. Екатеринбург:
- В прошлом году с другом и внуками ездили на автомобилях в Крым. Прокатились по мосту – впечатления словами не описать. Горжусь. В следующем году запланировали поездку в Китай по мосту через Амур. Моя сестра и члены ее семьи, которые живут в Луганской области, получили российские паспорта. Это наша общая радость.
Сергей Александрович Бельков, 56 лет, г. Полевской:
- Считаю неправильным, что все вопросы в нашей стране должен решать Президент. За что тогда получают зарплату губернаторы, главы муниципалитетов? Да, у нас в городе в последнее время много сделано в плане благоустройства, ремонта дорог. Но это - национальные проекты. Надо, чтобы были и муниципальные.
Многие решения саботируются. Ту же ипотеку под заявленные 6 процентов многодетным семьям получить невозможно – банки отказывают. Дороговизна невозможная: бензин, услуги ЖКХ, лекарства, продукты – цены просто галопируют, а зарплаты и пенсии растут чуть-чуть.
Татьяна Бурова