Платим за свой и за чужой мусор
Мусорной реформе нет еще и года, а проблем она преподнесла, простите, целую кучу. Часть из них порождена грубыми ошибками, которые ведомства допустили при разработке нормативов, тарифов. Часть – реалиями, которые всегда отличаются от прекрасных теорий.
О том, что уже удалось сделать, что еще предстоит, какие камни преткновения обнаружены в ходе реализации мусорной реформы и как убрать их с пути, говорили за «круглым столом» в Доме журналистов. И хотя на обсуждение были вынесены вопросы взаимодействия региональных операторов и юридических лиц, немало было сказано и о том, что представляет интерес для нас с вами.
Цифры взяли с потолка
Как выяснилось, мусорная реформа огорчила юрлиц тем же, чем и неорганизованных граждан, - баснословно высокими тарифами и нормативами. Тарифы для граждан, слава богу, а точнее - благодаря народным протестам и вмешательству президента, снизили. Это благотворно сказалось на платежной дисциплине. На сегодня 80% свердловчан исправно платят за вывоз и утилизацию мусора.
А вот среди юридических лиц картина иная: из них лишь 20% заключили договоры с региональными операторами. Куда же они девают свой мусор? Нанимают леваков, чтобы выкинули это где-нибудь, подбрасывают в чужие контейнеры. Но не спешите их осуждать. Конечно, есть и недобросовестные уклонисты, но многие так же, как и мы, не хотят переплачивать.
- В апреле мне принесли договор, где стояла баснословная сумма - 3880 рублей в месяц, - говорит главный редактор газеты «Режевская весть» Галина Попова. - Причем в договоре был прописан крупногабаритный мусор, которого у нас в принципе нет. Чтобы обеспечить объем отходов на такую сумму, мне надо каждый месяц всю мебель в контейнеры выкидывать.
Знакомо, не правда ли? Подобные же аргументы выдвигают и читатели нашей газеты, проживающие в частных домах. В своем хозяйстве большинство отходов утилизируется. Объедки идут на корм домашней животинке, очистки – на компост, бумага и металлические консервные банки – в печку, а зола – на грядки. Чем им набить хотя бы 20-литровый мешок для мусора? Многим, особенно одиноким пенсионерам, на это требуется несколько недель и даже месяцев.
Но если юрлица, как выяснилось во время дебатов за «круглым столом», при обсуждении договора с регоператором могут добиться корректировки объемов производимых ими отходов, то физлицам настоять на оплате за вывоз фактического объема мусора очень сложно.
Между тем жителям многоквартирных домов нормативы тоже установлены завышенные. Это в ходе эксперимента выяснили журналисты из города Кирова. В течение месяца они считали, сколько их семьи накапливают отходов. Семьи были разные, но даже той, где четверо взрослых, один ребенок и три домашних питомца, не удалось не то что превысить, а хотя бы набрать норматив.
Собрали кто
Впрочем, о том, что нормативы надо уточнять и пересматривать, на «круглом столе» говорили и официальные лица. Так, замминистра ЖКХ Егор Свалов подтвердил, что нормативы требуют пересмотра.
- Надо увеличивать число категорий – по типам деятельности, по населенным пунктам, - заявил он. - Когда в правительстве РФ разрабатывали методику, они не учли, что, например, ларек Роспечати не может столько мусорить. Это им в голову не пришло.
Не пришло им в голову и то, что сельские пенсионеры не покупают коробками йогурты, пиво или фасованные полуфабрикаты, а потому и твердых коммунальных отходов у них меньше, чем у состоятельных горожан.
Интересная деталь. Как заявила представитель аппарата свердловского бизнес-омбудсмена Екатерина Сонина, замеры объемов накопления мусора производили органы местного самоуправления без участия предпринимателей. Так что и юридическим, и физическим лицам есть смысл обращаться к руководителям своих муниципалитетов с требованием произвести контрольное «взвешивание» отходов, которые производит население села, поселка, города.
Под покровом ночи
Заметно снизить градус недовольства мусорной реформой мог бы переход на оплату не по нормативу, а по факту. Сколько произвел отходов, за столько и заплатил. Это бы стимулировало и сортировку отходов, и сдачу их в переработку. Идею эту не отвергал во время встреч с журналистами и министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов. Однако отмечал, что повсеместно эта практика внедряться все-таки не будет, поскольку появится соблазн подкидывать свой мусор в чужой контейнер. Жизнь, увы, подтверждает его правоту.
- Многие юрлица занижают свои потребности в вывозе мусора, чтобы меньше платить за услугу, - констатировала директор «Спецавтобазы» (региональный оператор Восточной зоны), Наталья Зубова. - Например, они ставят два контейнера, хотя им требуется три. В итоге весь дополнительный объем оказывается где-нибудь на нелегальной свалке. Мы ее ликвидируем, а счет оплачивать, как правило, приходится муниципалитетам из бюджета, поскольку вываливают мусор на их землю.
В общем, мы с вами платим и за себя, и за того парня, поскольку бюджет пополняется нашими налогами.
Не стесняются выносить свой мусор под покровом ночи на контейнерные площадки многоквартирных домов и владельцы расположенных в этом доме нежилых помещений – офисов, магазинов, кафе и т.д. и т.п.
Справедливости ради отметим, что зачастую у юрлиц нет возможности устроить собственную мусорную площадку или хотя бы поставить контейнер. Проще и разумнее договориться с управляющей компанией о совместном использовании за плату уже существующей площадки или установке на ней дополнительного контейнера.
К сожалению, этому препятствуют устаревшие нормы и правила, ограничивающие количество контейнеров во дворе жилого дома. Говорят, их тоже собираются менять. Тогда размер платежа будет зависеть от количества контейнеров и частоты вывоза их содержимого. Тогда владельцы расположенных в доме магазинов, кафе, мастерских смогут официально пользоваться контейнерами и нести свою часть расходов за вывоз мусора.
Переработка
Больше всего беспокоит, что буксует самая важная составляющая мусорной реформы – сортировка и переработка отходов. И виноваты тут не чиновники, а зачастую и жители области. Никому не хочется, чтобы рядом с его городом, поселком, деревней оборудовали полигон или мусоросортировочный завод. А потому катится по просторам Среднего Урала, да и Российской Федерации в целом, волна протестов.
- К 2024 году мы планируем перерабатывать 45% мусора, - заявил Егор Свалов. - Сейчас работаем над созданием 12 сортировочных комплексов. Дело идет трудно. Мешает неприятие населения. Многие верят слухам, что рядом с жильем будут сжигать мусор. Еще раз повторяю: в нашем регионе сжигать мусор не планируется! И чужой мусор мы к себе везти не будем. Чтобы возить мусор из Московской области или еще откуда-то, необходимо заключить договор. Таких договоров нет.
У нас, по словам замминистра, мусор будет сортироваться на фракции. То, что не пригодно для переработки, прессуется в брикеты, упаковывается в непроницаемые пакеты, складируется на полигонах, слои пересыпаются сухой листвой, землей. Через энное число лет это место будет пригодно для рекультивации.
Пока на сортировку и переработку отправляется примерно десятая часть твердых коммунальных отходов. На то, чтобы изменить ситуацию, снизить объем отходов, которые свозят на полигоны, и превратить мусорную реформу в экологическую отпущено три с половиной года. Нужно торопиться, но мешает человеческий фактор.
Сейчас вот в Сысерти активисты ведут сбор подписей под петицией против строительства мусороперерабатывающего завода на своей территории. Понять людей можно. Однако не на Луну же нам мусор на сортировку возить. Или мы готовы эти расходы оплачивать? К тому же современные заводы по сортировке и переработке отходов вреда экологии, по заверению специалистов, не нанесут. В странах Европы такие предприятия стоят прямо на городских улицах, рядом с жилыми кварталами – и не портят воздух.
Другое дело, что нашим властям и концессионерам, которым предстоит налаживать промышленную сортировку и переработку ТКО, следует убедить нас, что они все сделают не хуже, чем в Европе.
Татьяна Бурова