Когда солдаты возвращаются из небытия

Когда солдаты возвращаются из небытия

Как призналась мне дочь солдата Петра Куньщикова Маргарита, больше всего они с матерью страдали даже не оттого, что их отец и муж не вернулся с войны, а оттого, что не знали, где его могила. Узнали они об этом лишь 77 лет спустя благодаря газете «Пенсионер».

– Я прочитала материал о краеведе из Североуральска Александре Соловьеве, который ведет поиск фронтовиков-уральцев, – рассказывает Маргарита Петровна. – Позвонила по указанному телефону, и – о чудо! Александр Петрович нашел сведения о месте гибели моего отца. Спасибо ему и любимой газете!

Кое-что дочь солдата знала и раньше. Вместе с внуком они нашли в Интернете информацию о том, что Петр Куньщиков был призван в армию в сентябре 1941 года, в декабре в составе отдельного лыжного батальона отправлен на Волховский фронт. Теперь им известно, что сражался он геройски. Бои в тех местах шли ожесточенные. В конце апреля 1942 года 296 бойцов батальона пятеро суток сдерживали натиск полка СС численностью 1300 человек в районе деревни Грузино. Погиб Петр Куньщиков, как явствует из фронтовых донесений, в районе деревни Лезно.

Память этого красноармейца, как и многих других, увековечена в книге А. Соловьева «Солдаты великой Победы», презентация которой состоялась в Екатеринбурге. Актовый зал Уральского государственного педуниверситета был переполнен. Потомки фронтовиков съехались со всей области.

– Я полтора десятка лет возглавляю организацию «Память сердца» в Реже, – рассказывает дочь солдата Ивана Останина Галина, – многим людям помогла найти следы погибших солдат, а могилу своего отца отыскать не могла. Куда ни напишу, отовсюду отвечали: «Сведений нет». И вдруг такая удача.

На презентацию книги приехала не только дочь павшего воина, но и его внуки, внучки и даже правнучка с праправнучкой, названной в честь вдовы солдата Таисией. На фронт И. Останина провожали 24 июня 1941 года. Погиб солдат в октябре 1941-го в боях за станцию Мга под Ленинградом.

Листают книгу потомки Зверева, Копырина, Чебакова, Старцева, других солдат-уральцев. Их объединяет горькая память о войне, которая отняла дедов и отцов, оставила сиротами детей, вдовами жен. Для многих утрата долгие десятилетия была вдвойне горше оттого, что родные считались без вести пропавшими. Теперь неизвестные солдаты благодаря усилиям поисковиков обретают статус павших.

– Это третья моя книга, посвященная подвигу уральцев, – рассказывает А.Соловьев. – Одна из дивизий, прославленная 153-я стрелковая, была сформирована в нашей области и громила врага с 4 июля 1941 года.

Боевое крещение стрелковое соединение приняло в знаменитом Белорусском оборонительном сражении, застопорив продвижение мощной танковой группировки противника:153-я вела бои за Смоленск, с боями вышла из окружения. К августу от ее первоначального состава в 6 тысяч человек осталось около тысячи солдат и командиров. В той обстановке было не до рапортов и отчетов, даже если их и писали, то сохранить не удавалось. По этой причине с 20 июля по 5 августа 1941 года документы дивизии и вышестоящих штабов в архиве Минобороны СССР отсутствуют.

В сентябре 1941 года за героизм и мужество, проявленные в боях с немецкими оккупантами, 153-я была переименована в 3-ю Гвардейскую стрелковую дивизию. Ее бойцы принимали участие в Волховской оборонительной операции, сражались на Синявинских высотах, под Сталинградом. А когда война покатилась обратно на запад, вместе с другими частями перешли в наступление и уральцы. Они участвовали в Сталинградской, Донбасской, Крымской, Шяуляйской наступательных операциях, освобождали от фашистов Восточную Пруссию.

Татьяна Бурова

Постскриптум

К сожалению, на полях бывших сражений еще много безымянных могил. Не все неизвестные солдаты обрели имя. Если вы не можете найти информацию о не вернувшихся с войны родных, не опускайте руки. Попробуйте обратиться к Александру Петровичу Соловьеву, его телефон: 8-908-914-31-57.

11:45
644
Загрузка...