Уральские мастера: кружева нитяные и костяные
Ежегодно перед гала-концертом фестиваля творчества пожилых людей «Осеннее очарование» проходит выставка, на которой произведения декоративно-прикладного искусства показывают уральские мастера и мастерицы. О двух из них расскажем чуть подробнее.
Ирландский стиль
Свои рукоделия Валентина Григорьевна Сарычева из Нижнего Тагила демонстрировала публике и на манекенах, и на вешалках-плечиках, и на себе. Кофточки, жилет, костюм и даже сумочка – все выполнено в технике ирландского кружева – сложной и трудоемкой, требующей фантазии, вкуса, усидчивости.
День рождения своего увлечения Валентина Григорьевна помнит наизусть.
– 18 ноября 2016 года я купила обычный металлический крючок и нитки, – рассказывает мастерица. – Самоучитель по вязанию скачала в Интернете и начала осваивать новое для себя занятие. Первые десять дней я уговаривала крючок стать послушным, сулила ему всяческие блага, если мы с ним поладим. Он оказался сговорчивым, и дело пошло на лад.
– А вы свое обещание сдержали?
– А как же! Берегу тот крючок, ухаживаю за ним.
На ирландском кружеве Валентина Григорьевна остановила свой выбор по той причине, что эта техника дает творцу полную свободу. Можно самой придумать узор, разные элементы и получить уникальную, эксклюзивную вещь. «Пробой пера» стала не мелочь вроде шарфика или салфеточки, начинающая мастерица сразу замахнулась на комплект – юбку с кружевной аппликацией и кофточку. Свою первую вещь В. Сарычева представила на конкурс, в котором участвовали 38 опытных вязальщиц, и произвела фурор.
Нынче на фестиваль «Осеннее очарование» в Екатеринбург мастерица привезла новый костюм – по бледно-голубой сетке идут узоры насыщенного свекольного цвета.
– Эту пряжу и место, где она продается, я увидела во сне, – рассказывает Валентина Григорьевна. – Явилась по этой подсказке в магазин и повергла продавцов в изумление.
Ирландская техника плетения кружев сложна. Сначала вывязываются декоративные элементы, потом их закрепляют на шаблоне – деталях выкройки будущего изделия – и приступают к вывязыванию соединительной сетки. Работа трудоемкая, но результат прекрасный.
– У вас, наверное, отбоя от заказчиков нет? – поинтересовалась я.
– Их не так уж много, – говорит В. Сарычева. – Чтобы связать такую вещь, требуется до полугода времени и пряжи несколько килограммов, поэтому себестоимость изделий получается высокая. Но главное – не каждая девушка или женщина готова быть в центре внимания, ведь привлекать взгляды броскими кружевными вещами она непременно будет. Одна приятельница честно призналась, что не сможет надеть такой наряд, мол, «на меня все пялиться станут».
Сама Валентина Григорьевна – не из робких. Она – из азартных. В 50 лет села за руль, в 60 – прыгнула с парашютом. Кто-то считает, что на пенсии жить скучно. Только не она!
Полный ажур
Фестиваль «Осеннее очарование» воочию показывает, как много людей, достигнув пенсионного возраста, обретают второе дыхание, открывают в себе скрытые таланты. Так случилось и с Артуром Вильгельмовичем Якоби.
Молодость и зрелые годы он провел далеко от Урала. Работал на судоремонтном заводе, окончил институт водного транспорта. В лихие 1990-е работал на флоте – сначала мотористом, потом инженером-механиком. Избороздил Балтийское, Черное, Средиземное моря, повидал разные страны. Потом вернулся в поселок Сосновка под Карпинском, где родился и провел детство.
– Однажды во время пребывания в Иране увидел, как женщина вырезала из дерева, – вспоминает Артур Вильгельмович. – Это меня поразило, я решил тоже попробовать.
Вскоре окна его дома украсили узорные наличники, внутренние стены – резные панно. Он вырезал из дерева ложки, настенные и настольные часы, картины, иконы. А потом перешел на другой материал. Мастер стал превращать рога диких животных в сложные кружевные композиции. Тут и сценки охоты, и медведи, волки, олени, и великолепные пейзажи. Исходным материалом художника снабжают односельчане: лоси рога сбрасывают, а грибники и охотники их подбирают. Как-то подарили ему даже рог снежного барана, теперь это изящная резная вещица, способная украсить любой интерьер.
Резьба по кости – искусство древнее. Оно требует зоркого глаза, терпения и твердой руки, ведь резец – не карандаш, неверную линию ластиком не сотрешь. Артур Якоби выбрал самый сложный вид резьбы по кости – сквозной, или в проем.
– Сначала я наношу на кость рисунок карандашом, – рассказывает мастер, – потом начинаю потихоньку углубляться в материал, отсекать лишнее.
О своем творчестве он говорит легко и с радостью – как о деле, наполняющем жизнь смыслом, красотой и счастьем.
Татьяна Бурова, фото автора