Они прославили Урал на всю Россию и весь мир

Они прославили Урал на всю Россию и весь мир

«Мы – не формат современного телевидения, мы – формат души», – говорит о коллективе художественный руководитель Уральского государственного академического русского народного хора Николай Зайцев.

Любовь к хоровой песне – в нашей крови

Измоденово, Покровское, Катарач, Малая Лая – эти старинные села навеки вошли в историю культуры и искусства Урала. Их самодеятельные песенные ансамбли вдохновили известного музыковеда, знатока и собирателя фольклора Льва Христиансена на создание профессионального коллектива – Уральского государственного академического русского народного хора, снискавшего славу далеко за пределами России.

Его рождение можно смело назвать чудом. Организованный в июле 1943-го, в самый разгар Великой Отечественной войны, молодой коллектив певцов, танцоров и музыкантов сразу приступил к работе над репертуаром и в мае 1944 года дал первый большой концерт.

Сколько их прошло за 75 лет – не сосчитать! А сколько еще будет! Конца и края не видно, потому что любовь к народной песне, к хоровому исполнению – у россиян в крови. Одни слышат зов крови с раннего детства, другие открывают по воле случая, придя на концерт Уральского народного хора.

«Главное – оставаться живым, профессиональным и в то же время – академическим коллективом, что соответствует наивысшему уровню сценического искусства. Задача непростая», – говорят артисты.

Как решать ее в быстро меняющемся мире, в суматошной жизни России? Кто сегодня дарит коллективу новые песни? Ответы на эти вопросы есть у худрука хора, лауреата международных и всероссийских конкурсов по народной певческой культуре Н.В. Зайцева.


Справка

Николай Вячеславович Зайцев.

В 2013 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (Москва) по специализации «дирижирование народным хором». В 2010-2017 годах работал ведущим солистом Государственного академического русского народного хора имени М.Е. Пятницкого.

С 2017 года – художественный руководитель Уральского государственного академического русского народного хора.


– Николай Вячеславович, у Уральского хора, наверное, должна быть особенная, присущая только ему манера творчества?

– Безусловно! Этот вопрос мне задают часто, чтобы ответить на него, нужно заглянуть в историю. Основатель Уральского государственного академического русского народного хора, советский музыковед, педагог и фольклорист Лев Львович Христиансен совершил не одну экспедицию в уральскую глубинку.

Поиски увенчались успехом: были выявлены коллективы и солисты, которые вошли в первый состав хора. В каждой деревне пели на свой манер. У кержаков – одни традиции, у переселенцев с юга России, Украины, Белоруссии – другие. Эти народные певческие традиции переплетались с издревле существовавшими здесь башкирскими и татарскими напевами. Все это и создавало неповторимую и уникальную уральскую манеру.

Особое звукоизвлечение, ритм – люди пели за работой, когда рубили капусту, сеяли и убирали рожь. С песней отмечали семейные и общие торжества.

Концерт как открытие

– А какой сельский фольклор подпитывает Уральский хор сегодня?

– Собирание фольклора, увы, осталось в истории. Заниматься этим теперь невозможно, былых сел и деревень просто нет.

– Кажется, и народных профессиональных хоров в России осталось всего 12?

– На самом деле – 11. Мы – один из этих коллективов, чье творчество базируется и на интерпретации народных произведений, и на авторской песне советских и российских композиторов. Если народная песня с художественной точки зрения является интересной и ценной, я ее не реконструирую, а именно интерпретирую.

– Современный зритель и слушатель получает неимоверное количество информации, в том числе – музыкальной, он может просто не знать, что такое народная песня. Вы учитываете реалии сегодняшней жизни при постановке номера?

– Для меня важно создать номер, способный дать зрителю – даже неподготовленному – эмоцию. Человек, который впервые пришел на наш концерт, возможно, не сразу воспримет то, что мы представили, но рано или поздно увиденное и услышанное всплывет в его памяти. Я всегда говорю: любой человек однажды захочет услышать народную песню, он ее услышит и воспримет всей душой. Для одних наш хор – открытие.

Так было и будет, ведь поколения меняются. Для наших мам и пап, бабушек и дедушек концерты хора – напоминание о молодости. Как-то на выступление в небольшом городе, куда мы из-за отсутствия там большой сцены привезли только группу артистов хора, пришли подростки. Они отсмотрели всю 40-минутную программу, периодически сопровождая выступление репликами: «Круто!» Концертное выступление нашего хора, других профессиональных коллективов может изменить судьбу человека. У него вдруг возникает желание научиться петь, танцевать, играть на каком-то инструменте.

Уральский хор, напомню, универсален. В его составе – не только прекрасные вокалисты, получившие профессиональное образование в лучших учебных заведениях России. В составе коллектива есть и хореографическая группа, и оркестр.

Загадочный «уральский» характер

– Полагаю, вы знаете про то, что в нашем регионе живут люди с «уральским» характером?

– Я задумался об этом после гастролей по городам и селам Свердловской области. Люди по эмоциям, характеру восприятия искусства отличаются даже внутри одного региона. Недавно мы побывали в селе Байны Богдановичского района – на родине знаменитой Байновской кадрили, прославившейся на всю страну. Этот номер в 1940-х годах поставила основательница балетной труппы Уральского хора Ольга Николаевна Князева, а позднее его в своем ансамбле народного танца ставил Игорь Моисеев.

Современные байновцы мне показались очень открытыми, эмоциональными. И совсем по-другому – серьезно, задумчиво – слушали нас металлурги и горняки Качканара, Верхней Салды. Тогда я подумал об «уральском» характере, о том, что сердца этих людей завоевать непросто. Хотя и они в финале не смогли сдержать эмоции – были взрыв аплодисментов, слезы…

Незабываемое впечатление произвели гастроли в Крыму, куда мы смогли выехать большим составом благодаря гранту губернатора Свердловской области. Крым – сложная площадка, люди обычно едут туда отдыхать. Во время нашего тура, а мы дали 15 концертов, были зрители из разных регионов. Многие слышали Уральский хор впервые, включая уральцев, сибиряков. Приходило много молодых семей с маленькими детьми. Именно дети просили родителей купить билеты и повести их на концерт.

Я сам это слышал! Они слушали впервые и знаменитую «Уральскую рябинушку», и «Белым снегом». Дети эпохи Интернета, которые могут найти там все, что угодно, но не знают, что искать. Потом многие слушатели со слезами говорили, что «это песни наших родителей».

Культурный бренд промышленного края

– «Уральская рябинушка», «Свердловский вальс», «Куда бежишь, тропинка милая?» – это советские хиты. А новые подобные песни появляются?

– Сегодня, чтобы песня стало хитом, нужны большие деньги. «Уральскую рябинушку» слушал весь Советский Союз, потому что ее транслировали по радио, телевидению. Тогда серьезно занимались популяризацией народного творчества. Сейчас за все нужно платить. О нас в этом времени я как-то сказал: мы – не формат телевидения, мы – формат души. Зритель у нас всегда будет.

– А еще Уральский хор – бренд Свердловской области, он предваряет официальные визиты делегации нашей области в другие страны, он представлял регион во Франции, во время заявки на ­ЭКСПО-2025…

– Эта поездка была особенной! У нас состоялись встречи с эмигрантами из России, с князем Александром Трубецким, который играет на балалайке, большой почитатель русского народного искусства. Но для нас одинаково ценен каждый зритель. В 2017 году в рамках 75-летия хора с нашим творчеством знакомились москвичи.

«На ура» прошли и гастроли в Беларуси. Ее жители удивительно хлебосольны. Там, где выступления проходили на маленьких площадках, они несли нам картошку в чугунках, блины. У белорусов большой интерес к искусству других стран, тем более – близкой им России.

– Хору, чтобы он соответствовал званию «академический», нужны не только репетиции, новый репертуар, но и концертные костюмы, инструменты, техника. Как обстоят дела с обновлением материальной базы?

– Благодаря поддержке правительства области и губернатора к 75-летию коллектива мы обновили сценический гардероб, приобрели новые инструменты, звуковое оборудование.

– Слышала, что Уральский хор готовит уникальный концертный номер в честь 140-летия Павла Бажова?

– Да, и в новой для нас форме музыкального действа «Сказы дедушки Коковани (смешные и грустные)». В первую очередь, оно адресовано семьям с детьми, хотя интересно будет любому зрителю. Почему не только веселые, но и грустные? Павел Бажов, если его сказы внимательно почитать, писал о нелегкой жизни на Урале. Об этой жизни дедушка Кокованя рассказывает взятой на воспитание девочке Даренке.

Премьерный спектакль состоится 27 ноября в Концертном зале им. Лаврова. Планов у нас громадье! Подготовка к традиционному Рождественскому концерту, который ежегодно проходит 7 января. В марте собираемся в гастрольный тур по Республике Беларусь.

– Что подарит хор уральцам к 75-летию Великой Победы?

– Большую программу под названием «Берегите Россию». Приглашаем уральцев в екатеринбургский Дворец молодежи 9 апреля на концерт, посвященный этой святой дате. Прозвучат и старые, и новые песни. Из прежнего – проголосная песня «Дубровушка», записанная в селе Малая Лая Кушвинского района. Конечно, в программу включены песни военных лет. Беречь Россию можно не только с помощью оружия, но и искусства, культуры. А беречь культуру – значит, беречь страну.

Наталья Горбачева

Фото из архива Уральского народного хора

12:40
2089
Загрузка...