Достойны ли мошенники гуманного отношения?
Миллиард рублей собрал с доверчивых уральцев кредитно-потребительский кооператив «Первый». Люди, надеясь упрочить свое материальное положение, несли в организацию накопления на «черный» день. Не ведая, что он для них уже наступил с момента добровольного вложения средств в очередную финансовую пирамиду.
В надеже вернуть свои деньги вкладчики обращаются в разные инстанции, в том числе – к правозащитникам. Об этом заявила уполномоченный по правам человека в Свердловской области, а с недавнего времени – член Совета по правам человека (СПЧ) при Президенте РФ Татьяна Мерзлякова.
Несут накопленное на похороны
– В реестре тех, кому должен упомянутый КПК, – далеко не самые обеспеченные люди. Как правило, это те, кто копил на старость, а то и на похороны, – начинает разговор омбудсмен.
По ее словам, собранный миллиард – это лишь то, что известно правозащитникам. В реальности сумма, уведенная у доверчивых свердловчан, может быть гораздо больше.
– Когда я это увидела, то ужаснулась. Мы начали работать с Центробанком, где нам сообщили, что с 1 ноября 2018 года действует запрет на деятельность КПК. Потом мы проанализировали решение арбитража, признавшего действия кооператива умышленными. А его – КПК – никто не останавливает! До сих пор представительства работают в Краснотурьинске и Серове, – возмущается Татьяна Георгиевна.
По непонятным причинам правоохранительные органы игнорируют проблему.
– Я начинаю говорить с правоохранительными органами, мне отвечают, что люди шли сами, а не под дулом пистолета, – сокрушается Т. Мерзлякова.
Своим новым коллегам по СПЧ она предлагает взять проблему на особый контроль.
– Финансовая безопасность граждан – одна из главных проблем, решение которой должно быть приоритетом в повестке правозащитников, прежде всего – государства, – уверена омбудсмен.
Она не сомневается в том, что руководство злополучного кооператива знало, что их действия рано или поздно приведут к банкротству или выводу денег. Но клиенты, принимая решения, руководствовались лишь обещанными им высокими процентами. Вопрос «Чем будет обеспечен денежный рост?» их почему-то не интересовал.
– Наши люди доверчивы. В КПК, взяв у них деньги, пообещав большие проценты, не удосужились заняться серьезными инвестициями. Они просто раздали собранные средства в качестве кредитов для физических лиц под маленький процент. Чтобы вызвать доверие, располагались в зданиях в центральной части городов, делали цветные вывески, подобные тем, что есть у известного солидного банка, – комментирует ситуацию Т. Мерзлякова. – Тема финансовой безопасности очень больная, она требует неотложных мер.
На мой взгляд, такие действия КПК – не что иное, как мошенничество. Мы слишком гуманны к тем, кто обманывает людей.
Пенсионная реформа на контроле
Еще одной важной проблемой, которой Т. Мерзлякова активно занималась в этом году и будет заниматься впредь, является пенсионная реформа.
– Изначально я очень боялась, что работодатели до запуска реформы попробуют избавиться от тех, кому до пенсии осталось год-два. Но этого не произошло. Массового исхода не случилось, – поясняет она.
В адрес уполномоченного приходили обращения от горняков, металлургов, перед которыми проблема смены работы встала после прохождения медицинских комиссий. В регионе принято решение о создании межведомственной комиссии во главе с первым заместителем губернатора Алексеем Орловым. Задача – обеспечить переобучение людей предпенсионного возраста.
– Помогали и продолжают помогать волонтеры из юридического и гуманитарного университетов, мы мониторим ситуацию, в том числе – с помощью газеты «Пенсионер», куда люди активно обращаются. И если сегодня ко мне человек обратится с жалобой на то, что его увольняют, а ему до пенсии остается год или полтора, я воспринимаю это как ЧП, которое требует немедленного разрешения, – заверила омбудсмен.
Задача – снять «мусорное» напряжение
«Мусорная» реформа – «головная боль» и властей всех уровней, и правозащитников. Уральцев, как и жителей других регионов, беспокоят незаконные свалки и предполагаемое строительство заводов вблизи поселений.
– Я подключилась к решению вопроса по строительству мусоросортировочного завода в Красноуфимске, там активные протесты. Съездила, посмотрела. Попросила специалистов, гидробиологов проверить, насколько там опасно строить, – рассказывает Т. Мерзлякова.
Она готова организовать поездку правозащитников и журналистов на мусоросортировочный завод в Тюмени, который построен по самым современным и безопасным технологиям.
– Я стараюсь слышать обе стороны – и власть, и общественность, для меня важно, чтобы власть прислушивалась к людям, – говорит она. – Главное, чтобы к решению этой насущной проблемы не примешивалась политика.
На действующие полигоны, куда я выезжаю вместе со специалистами и главами муниципалитетов, смотреть невыносимо. Это страшно, поверьте. Но я категорически против политизации вопроса. Я бы высоко оценила политика, который сможет предложить место, решение, устраивающее все стороны, – заметила Татьяна Георгиевна.
Издержки «скверного» протеста
Не сходят с повестки дня уполномоченных по правам человека в регионах и членов СПЧ вопросы защиты участников митингов. Проблема настолько актуальна, что требует создания в регионе специального штаба. Эскалация конфликта в екатеринбургском сквере у театра драмы, когда люди вышли протестовать против возведения там собора Святой Екатерины, по мнению Т. Мерзляковой, стала возможной из-за отсутствия единого центра принятия решений:
– События порой принимали неуправляемый характер. А в настоящее время наказывают непричастных. Мы смотрим по «Деду-Пикету», по «гусару» (Вадиму Панкратову и Ярославу Ширшикову). Это люди, которых не надо было трогать. Я не знаю, кто и как руководит этим процессом, но наказывают не тех. В прежние годы всегда был оперативный штаб по сдерживанию беспорядков в ходе митингов. Это позволяло избегать провокаций и со стороны протестующих, и со стороны властных структур.
Контакты
Офис уполномоченного по правам человека в Свердловской области находится по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 21/23, (вход со стороны Почтового переулка, рядом с Почтамтом).
Разъяснения и рекомендации по защите прав и свобод можно получить в рабочие дни с 9 до 13 и с 14 до 18 часов (в пятницу – до 17 часов).
Телефон для устных обращений граждан и записи на приём к уполномоченному по правам человека в Свердловской области: (343) 354-01-88.
Информация о регистрации корреспонденции – по телефону: (343) 354-01-95.
Адрес для писем: 620031, г. Екатеринбург, площадь Октябрьская, 1.
Электронная почта: ombudsman@midural.ru, pravachel66@yandex.ru
Наталья Горбачева