Уральский пенсионер устроил авиазавод на дому

Уральский пенсионер устроил авиазавод на дому

Обычный кирпичный дом на окраине Екатеринбурга с садом-огородом и хозяйственными постройками. Но иногда на диво соседям из ворот усадьбы выкатывают на улицу самолет. Настоящий. Способный летать.

Одна из соседок не выдержала и попросила у хозяина летательного аппарата разрешения рассказать о нем своей знакомой, которая работает в газете «Пенсионер». Тот подумал и согласился. И вот я – в гостях у Валерия Михайловича Залесова.

Все так просто

В дом хозяин повел меня не через двор, а через мастерские. Их у него несколько. Рабочие столы, кругом инструменты – хитрые и попроще. В углу – две непонятные белые детали размером с рост человека.

– Это старые закрылки, – объясняет Валерий Михайлович. – Основа у них из фанеры, она расслоилась из-за влаги, пришлось делать новые закрылки из дюралюминия.

Купить стройматериалы для самолета, как сообщил мастер, – сегодня не проблема; многие детали изготавливаются прямо здесь; многие используются не по прямому назначению: к примеру, звездочка для передачи кинематики рулевого управления позаимствована у велосипеда.

– С материалами проблемы нет, – повторяет мастер. – Проблема с авиамоторами малой мощности. Отечественных нет, а австрийские стоят 16-17 тысяч долларов, – неподъемные для нас деньги.

– Как же вы выходите из положения?

– Используем автомобильные моторы.

По узкой крутой лесенке поднимаемся на второй этаж мастерской. Здесь стоит каркас кабины будущего самолета. Легко можно понять, где будет блок управления, где кресло пилота, где фюзеляж.

Честно говоря, до визита к В. Залесову я никогда бы не поверила, что в домашних условиях можно изготовить настоящий самолет. Я думала, что для этого необходимы заводские цеха со сложными станками. Оказывается, для создания летательного аппарата достаточно светлой головы, умелых рук, энтузиазма и, конечно, друзей, тоже влюбленных в небо.

Дружная четверка

Как объяснил Валерий Михайлович, самолеты на крыло он ставит не в одиночку. Над этим они трудятся вчетвером. В команду также входят бывший летчик Николай Гаврилович Саранчин, физик-ядерщик, доктор наук Владислав Анатольевич Щапов и Антон Вячеславович, чью фамилию и должность пока называть нельзя.

Небо манило Валерия всегда, но поступить в летное училище помешали обстоятельства. Он работал столяром-модельщиком, а сам мечтал построить самолет. Когда переехал из Кировской области на Урал, освоил дельтаплан. А потом его пригласили в Федерацию любителей авиации.

– Там строили «амфибии», – вспоминает В. Залесов, – я изготавливал модели, по которым отливали детали летательных аппаратов. Однажды предложили научиться управлять гидросамолетом. Естественно, я не отказался. Инструкторами были те же люди, что строили самолеты. Один преподавал теорию полета, другой учил вождению.

Мне почему-то долго не удавалось удержать самолет в воздухе, когда он взлетал, – признается В. Залесов, – только на пятом занятии получилось. А вот посадка на воду далась легко.

Валерий Михайлович не однажды приступал к осуществлению главной своей мечты – построить самолет, но не получалось.

– Знаний не хватало, – говорит он. – Занялся самообразованием. Кубометр специальной литературы прочтешь и начинаешь что-то понимать. Наконец построил свой первый удачный самолет. Фанерный. Все было нормально, но его сломали в первый же день полетов из-за того, что заднее колесо угодило в ямку. Заниматься восстановлением я не стал, отдал аппарат товарищу, который сделал из него автожир – среднее между самолетом и вертолетом. Он стоит у него на приколе возле коттеджа, детям на радость.

Все не просто

У малой авиации большие трудности. Когда Свердловской областью руководил Эдуард Россель, в НПО «Автоматика» было производство, где выпускали сверхлегкий многоцелевой самолет-амфибию «Статус». Коллектив состоял из 25 человек, Валерий Залесов тоже там работал. Выпустили 10 гидросамолетов, на этом дело и заглохло.

– Малая авиация нужна, – говорит Валерий Михайлович, – ведь у нас много труднодоступных мест, куда по земле не добраться. Наши самолеты охотно брали, в том числе – и частники. Но производство оказалось нерентабельным, его ликвидировали. Почти все, кто работал на том заводе, продолжают строить самолеты – в одиночку или в группе, как мы.

– Если не секрет, кто является конструктором ваших самолетов?

– По сути, никто. В специальных журналах печатаются модели, которые можно взять за основу, остается рассчитать в сантиметрах и килограммах. Самое важное в самолете – центровка, чтобы она соответствовала заданной модели. Если хвост перетянет, в воздухе его не удержишь, из пике не выйдешь.

– А что самое важное для летчика?

– Не паниковать и не терять головы. Недавняя аварийная посадка на кукурузное поле самолета «Уральских авиалиний» – яркая тому иллюстрация. С большой высоты можно спланировать, если отказали моторы. Малым самолетам, которым разрешено летать на малой высоте, это сделать сложнее.

Прежде чем подняться в небо, самолету, даже небольшому, нужно сделать разбег по земле. Сейчас В. Залесов с товарищами занимаются регистрацией площадки, с которой будут ­взлетать и на которую будут садиться построенные ими самолеты. Процесс идет сложно.

– В жизни вообще все сложно, – философски замечает мой собеседник. – Это на лавочке сидеть да на диване лежать просто. Но нам это неинтересно.

Мастер на все руки

Валерий Залесов успевает и самолеты строить, и пчел разводить, и печки класть. Он сам спроектировал свой дом. В доме все: камин, шкафы, столы, стулья, кресла-качалки, причудливые вазы – сделано его руками. В огороде стоит собранный умельцем трактор.

– В трудные 1990-е мы засаживали картошкой целое поле, – объясняет он. – Собранный урожай надо было оттуда вывозить, вот я и сделал трактор из подручных деталей. Когда с аэродромом определимся, он снова пригодится.

Всерьез занимается Валерий Михайлович и пчеловодством. Соорудил специальный сборно-разборный домик с печкой, в котором можно жить рядом с пасекой.

– Он еще и стихи пишет, – не скрывает гордости за мужа Людмила Залесова. – Мне очень повезло: что бы я ни попросила по дому сделать, что бы он сам ни задумал, все у него получается отлично.

Валерий Михайлович супругой тоже гордится:

– Посмотрите, какие она картины пишет, – обращает он мое внимание.

Часто так бывает: увлечение настолько поглощает человека, что он замыкается в себе, теряет связь с близкими, с внешним миром. Но в семье Залесовых царит гармония: в мастерских пахнет металлом, смолой и краской, в доме – пирогами. На подоконнике сидит кошка Масяня, высматривает хвостатого приятеля, которого однажды привела в дом и «накормила», подведя к своей миске. По двору бегают собаки Муха и Дутик. Что означает его имечко? Так называется заднее колесо самолета.

Прощаясь, я спросила: «Валерий Михайлович, для чего нужны самолеты?»

И получила неожиданный ответ:

«Для удовольствия!».

Татьяна Бурова, фото автора

12:10
2104
Загрузка...