Святой долг - помнить каждого неизвестного солдата
Занимаясь поисковой работой более 15 лет, мы стремимся помочь тем, кто обращается из разных уголков всего Уральского региона с просьбой найти место гибели их родных.
Если взять Книгу памяти Свердловской области, то против многих фамилий, имен и отчеств написано «пропал без вести». Но человек жил, работал, у кого-то были собственные семьи… Как миллионы других, он ушел воевать за свою землю. Уходил не один, а со своими земляками, в команде. А значит, всегда можно найти, где воевал. Для этого нужно знать дату призыва. У каждого сложился свой воинский путь, но солдатские судьбы переплетаются и дополняют друг друга. Бывает и так, что, не найдя место захоронения, по последнему бою можно установить место, где именно погиб солдат. Каждый год по 4–5 семей посещают братские могилы, где захоронены их родные.
Очередной День памяти прошел 19 октября в Екатеринбурге. Он был отмечен выходом моей новой книги о фронтовиках-уральцах «Солдаты великой Победы», куда вошли документы и фотографии по 153-й (3-я гвардейская), 174-й (20-я гвардейская), 313-й, 164-й стрелковым дивизиям. На встрече присутствовали потомки бойцов и командиров этих соединений. Этот день останется в памяти людей на всю жизнь – многие из них узнали о боевом пути своих отцов, дедов.
Готовится новая книга о наших уральцах – тех, кто защищал Москву в декабре 1941 года и погиб под Ржевом в феврале 1942 года. Это бойцы и командиры 363, 365, 375-й стрелковых и 82-й кавалерийской дивизий, все те, кто воевал в 30-й армии генерала Лелюшенко и погиб в окружении в 29-й армии генерала Масленникова. Данные стрелковые дивизии формировались в конце августа 1941 года под Камышловом в Еланских лагерях, 82-я кавалерийская – в Красноуфимском районе. Средний возраст призывников составлял 30–40 лет. Это были уже настоящие мужчины, имевшие свои семьи и прошедшие действительную службу в рядах РККА, им всем предстояло встать на защиту Москвы в декабре 1941 года. Осенью 1941 года Еланские лагеря представляли собой целую армию по численности, где почти каждый день формировались маршевые роты, уходившие на фронт. Не всем было суждено вернуться домой.
Печальная участь была определена 365-й стрелковой дивизии. После праздника 7 ноября 1941 года она выдвинулась на фронт, получив обмундирование и вооружение в городе Кинешме. Там бойцы писали письма домой. Для кого-то это были последние весточки родным, по которым сейчас можно найти, где воевал пропавший солдат. 6 декабря 1941 года 365-я стрелковая дивизия вступила в бой. Уральцы не жалели своих жизней и вели успешные, наступательные сражения. 15 декабря 1941 года, освобождая город Клин, они одними из первых вошли в него. Потери были большие. С января 1942 года дивизия вела бои под Ржевом, где погибла в феврале 1942 года в окружении, документы по дивизии были уничтожены. И полетели в уральские города, деревни и села тысячи похоронок: «Ваш отец, муж, брат пропал без вести».
Прошу откликнуться тех, у кого родные воевали в 371, 379, 369, 348-й уральских дивизиях. Многие из них вернулись живыми с войны. Кому дорога память о родных, воевавших под Москвой и Ржевом зимой 1941/1942 годов, отзовитесь! По всем вопросам обращаться в редакцию газеты или звонить по телефону: 8-908-914-31-57.
Справка
3 декабря 2019 года в нашей стране отмечается День неизвестного солдата. Он призван увековечить память, воинскую доблесть и бессмертный подвиг советских воинов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, чьи имена остались неизвестны. Но поисковые отряды, общественные организации, отдельные энтузиасты продолжают возвращать из небытия имена павших воинов. Они ведут раскопки на полях былых сражений, роются в архивах, находят солдатские медальоны, рапорты о дате и месте гибели солдат.