Чиновникам нужна встряска. Будет ли толк?
Президент России Владимир Путин не стесняется называть вещи своими именами, не боится задеть кого-то острым словом. На недавнем съезде «Единой России» он призвал партийцев «терзать и трясти» чиновников на местах, чтобы добиться решения проблем, которых они не замечают.
Цитаты из выступления В.В. Путина
«Репутацию, облик партии определяют люди, у которых есть своя внутренняя позиция, есть свои нравственные ориентиры. Словоблуды, конъюнктурщики, приставшие к правящему статусу партии, если что, сдадут не только ее – и страну сдадут»
«У нас, у наших сторонников нет морального права что-то не доделать, где-то схалтурить, прикрыться пустыми словами, популизмом, прикрыть свою несостоятельность и некомпетентность».
«Не позволяйте скрывать, заметать под ковер какие бы то ни было недостатки. Для партии хуже всего искать для себя комфорта, хуже всего быть удобной, покладистой для начальника любого уровня».
Кто бы спорил
О том, что многим чиновникам и руководителям ведомств необходима встряска, читатели нашей газеты знают на собственном печальном опыте. Часто они не могут добиться решения самого пустякового вопроса от руководителя управляющей компании. Что уж говорить о проблемах глобальных, системных. Все чаще людям приходится прибегать к неординарным способам воздействия на начальников.
Самый примитивный из них – подать жалобу не напрямую, а через какую-нибудь влиятельную структуру. Газета «Пенсионер» ежедневно отправляет обращения читателей в разные инстанции с сопроводительным письмом на фирменном бланке. И тогда ответ поступает в срок, чаще всего – подробный и вразумительный. В последнее время в ходу методы более жесткие. Достаточно вспомнить бунт хирургов в Нижнем Тагиле.
Сначала они жаловались на чрезмерную нагрузку и низкую зарплату устно и письменно своему начальству и выше по инстанциям. Никто на эти сигналы не реагировал. Лишь массовое увольнение специалистов заставило областной минздрав зашевелиться, выехать на место, провести проверку и принять меры.
Нижнетагильский опыт взяли на вооружение медики в других регионах. Регулярно поступает информация о том, что врачи той или иной больницы всем коллективом подали заявления об увольнении. Страшно представить, что будет, если по такому пути пойдут представители других профессий. Уж лучше действительно «терзать и трясти» чиновников, которые в упор не желают видеть и решать острые проблемы.
Болевые точки
В «Пенсионере» есть отличная форма связи с читателями – дежурство по номеру. Люди звонят из всех уголков Свердловской области и рассказывают о своих трудностях, проблемах. В нынешнее свое дежурство я их не только выслушивала, но и расспрашивала: «Кого из чиновников, за какие недоработки, по вашему мнению, надо потрясти?» Ответы звучали разные.
Юрий Милентьев, Новоуральск:
– Я бы хотел, чтобы руководители собрались и навели порядок в ценообразовании на лекарства. Стоимость одного и того же препарата в разных аптеках отличается порой в разы. Еще странность: у нас в городе в так называемой муниципальной аптеке лекарства дороже, чем в частных. Мне выгоднее съездить в Екатеринбург и купить нужный препарат там, чем в родном городе.
Анатолий Одинцев, село Быньги Невьянского района:
– Местный «Водоканал» постоянно присылает квитанции на оплату воды с десятикратно завышенной ценой. Приходится ехать в Невьянск, разбираться на месте. Приписку исправили лишь на третий раз, когда я пригрозил пожаловаться прокурору.
Маргарита Устинова, Реж:
– Я считаю, напортачили с газовыми баллонами. Их отдали на откуп частным фирмам, а это опасно. Раньше государственное газовое предприятие проверяло и баллоны, и их установку. Теперь контроль за безопасностью отсутствует. Это неправильно.
Ольга Рачкова, Екатеринбург:
– С нетерпением жду, когда прокуратура начнет трясти администрацию города за огромные суммы, впустую потраченные на разработку проекта транспортной реформы, и за намерение потратить не меньше на еще один проект.
Валентина Кузьмина, Шабры:
– Трясти чиновников надо за нежелание прислушиваться к мнению людей. К примеру, у нас запланировали строительство мусорного полигона неподалеку от водонапорной башни и кладбища. Мы устраивали митинги, но не уверены, что наше требование выполнят. Требуем мы одного: свалки должны размещаться не ближе 10 километров от населенных пунктов.
Альфред Файзиков, Асбест:
– Не только трясти, но и наказывать чиновников надо за вранье. У нас в городе отремонтировали дороги. Отрапортовали об этом. А на новом полотне уже образуется колея. Значит, деньги выбросили на ветер.
Валентина Ромашова, Екатеринбург:
– Каждый год с наступлением холодов в Ленинском районе перестают работать колонки, откуда мы, жители частного сектора, берем воду. Кардинального решения проблемы от «Водоканала» добиться не можем. Нет на его руководителей управы.
Потрясти свердловских чиновников и руководителей разных уровней власти и ведомств не мешало бы и за более системные недостатки. За невозможность быстро попасть на прием к врачу, за нехватку школ, из-за чего дети вынуждены учиться в две смены, за безумно высокие тарифы на коммунальные услуги и прочее.
Тормошить сверху…После каждой «прямой линии» Владимира Путина читатели задают один и тот же вопрос: «Почему Президент вынужден решать вопросы, за которые должны отвечать министры, губернаторы, главы муниципалитетов, руководители ведомств?» Потому, что перечисленные начальники не работают в полную силу.
Недавно в редакцию «Пенсионера» прислали информацию об итогах приема граждан губернатором Евгением Куйвашевым. Впечатление то же, что и от «прямых линий» главы государства. По сути, люди добираются до главы региона, чтобы он потеребил руководителей органов власти и различных ведомств, заставил их решить проблемы, которые они обязаны решать, но не решают.
Из Березовского к главе региона пожаловал председатель городской общественной палаты Владимир Перепелкин с просьбой оказать содействие в строительстве новой школы, поскольку существующих мест катастрофически не хватает. Что сделал Е. Куйвашев? Он поручил профильным министерствам и администрации Березовского городского округа завершить подготовительные мероприятия, чтобы уже в следующем году приступить к реализации проекта по строительству школы на 1275 мест. По обращениям граждан губернатор дал поручения по строительству автомобильной дороги в Бисерти на улице Тимирязева и по газификации села Покровское, расположенного вблизи Нижнего Тагила. Интересно, а без его поручения начальники не могли пошевелиться?
Учитель центра «Эхо», где учатся глухие и слабослышащие дети, Ирина Руднова рассказала губернатору, что для швейной и столярной мастерских необходимо современное оборудование. Е. Куйвашев поручил правительству выделить необходимые средства. А главе областного минздрава дал распоряжение поэтапно обновить автопарк Туринской центральной районной больницы. Получается, если бы водитель Александр Чувашев не добрался до губернатора, минздрав эту проблему решать бы не стал? И минагропром без протекции губернатора не выделил бы положенную по закону субсидию на улучшение жилищных условий многодетному трактористу Николаю Фоминцеву, который трудится в сельхозкооперативе «Килачевский»?
…и снизу
С призывом «терзать и трясти» Владимир Путин обращался к членам партии «Единая Россия», однако настойчиво беспокоить чиновников и руководителей готовы и граждане, в партиях не состоящие. Их к этому нужда заставляет. Но попробуйте добраться сегодня до начальника даже самого нижнего звена. Умаетесь, а толку не добьетесь.
Сегодня руководители предпочитают общаться с народом дистанционно, надежно укрывшись в виртуальном мире. Порой создается впечатление, что ни начальников, ни их замов в большинстве учреждений вообще не существует. Есть лишь роботы, которые по телефону отсылают обратившихся: «нажмите такую-то цифру», «перейдите по такой-то ссылке»… Иногда предлагают дождаться ответа оператора, но ждать его приходится так долго, что проще отключиться.
Высказать свое отношение к предложению Президента «терзать и трясти» неповоротливых чиновников я попросила и руководителей, которые на проблемы людские реагируют своевременно. Вывод из их ответов такой: «Если человек не умеет или не хочет работать, трясти его бесполезно. Его надо снимать с поста». Честно говоря, столь жесткой реакции я не ожидала. Хотя каждый руководитель в своей работе зависит от других руководителей. И если один халтурит, страдают все.
В советское время, помнится, самым страшным наказанием для руководителей было требование сдать партбилет. Может, нынешней «партии власти» стоит возродить эту традицию?
Татьяна Бурова