Главный портал пенсионеров

Кожура яблок спасет о от рассеянного склероза?

Нейрофизиологи из США и Китая выяснили, что малол, выделенная из кожуры яблок кислота, ускоряет заживление поврежденной оболочки нейронов у мышей и заставляет иммунные клетки реже атаковать ткани мозга. Это позволяет использовать ее для борьбы с рассеянным склерозом, пишут ученые в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"Существующие препараты могут лишь замедлять развитие рассеянного склероза, снижая активность иммунной системы. Они практически не влияют на восстановление поврежденной нервной ткани и поэтому могут подавлять только острые приступы болезни, никак не помогая пациенту при ее переходе в хроническую стадию. Мы показали, что малол, природный тритерпеноид, может решать и ту, и другую задачу", – пишут ученые.

Рассеянный склероз – это аутоиммунная болезнь нервной системы, при развитии которой клетки иммунной системы начинают атаковать оболочку нервных волокон, так называемый миелин. В результате нервы начинают хуже проводить сигнал и "замыкать", что изначально приводит к легкому онемению конечностей, а при прогрессировании болезни может вызвать паралич, слепоту и смерть.

Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), число жертв рассеянного склероза сейчас составляет около 2,3 млн людей, а полноценных лекарств, которые могут полностью подавить его, пока не существует. Над решением этой проблемы, а также раскрытием механизмов развития рассеянного склероза работают тысячи биологов.

В частности, молекулярный биолог из Университета Томаса Джефферсона (США) Абдолмохамад Ростами и его коллеги уже много лет изучают механизмы развития этой болезни, используя мышей, у которых она была вызвана искусственным путем.

Ученые достаточно давно выяснили, что рассеянный склероз можно спровоцировать у грызунов, если ввести в их тело большое количество белков миелиновой оболочки, а также определенные типы токсинов, которые "помогаюи" иммунным клеткам попадать в мозг животных. Наблюдая за этим процессом, биологи пытаются раскрыть те гены и сигнальные молекулы, которые заставляют иммунитет атаковать оболочку нейронов.

Новая "кожура" для нейронов

Изучая результаты других опытов на мышах, Ростами и его коллеги заметили, что некоторые растительные гормоны, так называемые тритерпены, благотворно влияли на заживление седалищного нерва при его повреждении, а также улучшали умственные способности грызунов и подавляли другие нарушения в работе их организма, связанные с нервной системой.

Биологи решили проверить, что произойдет, если добавлять в их питье небольшие количества малола – кислоты, которую выделили из кожуры яблок еще в 1920 году и сейчас широко используют в косметической промышленности. В последние годы им начали интересоваться биологи, которые обнаружили, что малол может ускорять рост мышц и подавлять рост некоторых типов раковых клеток.

Даже очень небольшие дозы малола, как показали опыты Ростами и его команды, достаточно сильно подавляли активность иммунных клеток, которые разрушают миелиновую оболочку нервов. Вдобавок состояние миелиновой оболочки нервов мышей, которые постоянно употребляли малол, постепенно улучшалось. Среди особей из контрольной группы этого не происходило.

По словам исследователей, это было связано с тем, что малол ускорял формирование новых олигодендроцитов, вспомогательных клеток нервной системы, которые гибнут во время автоимунных атак. Эти тельца непосредственно связаны с формированием миелиновых оболочек в тканях мозга человека, мышей и других млекопитающих и поддержанием их целостности.

Учитывая уже доказанную безопасность малола для организма человека, Ростами и его коллеги надеются, что это вещество уже в скором времени можно будет применять в качестве одного из главных компонентов терапий, которые замедляют или даже останавливают развитие рассеянного склероза.

По материалам ТАСС