Со мной и такое случалось…
Наши авторы нередко делятся с газетой воспоминаниями о забавных эпизодах своей жизни. Наверняка они будут интересны и вам, дорогие читатели!
А что у вас, ребята, в рюкзаках?
В молодые годы судьба забросила меня в Монгольскую Народную Республику. Вспоминаю, как началась моя степная жизнь.
Прежде всего, меня удивил метод, которым пользовался наш непосредственный руководитель, распределяя новичков на должности. Начальником управления работами был высокий, статный, необыкновенно яркий внешне полковник - могучие плечи, черная, как смоль, пышная шевелюра, строгий взгляд черных глаз. Настроились мы, вновь прибывшие, на привычные вопросы - о социальном происхождении, партийности, образовании и прочих выяснениях о нашей государственной ценности. Ведь какая-никакая, а заграница! Но первый же вопрос нашего командира, очень мудрого психолога, всех ошарашил. «Бойко, что у вас в чемодане?»- спросил он у такого же, как я, «новобранца». Среди перечисленных вещей услышал полковник слово «часы». Забегая вперёд, скажу, что часы в Монголии были довольно выгодным предметом обмена на ценные для нас товары: меха, изделия из кожи и прочее. «Направляю вас в отдел снабжения», - решил командир.
Следующим был капитан Кац. «Ну, а теперь вы доложите о содержании вашего чемодана», - прозвучал приказ. Последовало перечисление личных вещей и нарядов. «Для светских встреч вы вполне готовы, остаётесь старшим техником- геодезистом технического отдела в Улан-Баторе» - вынес вердикт полковник. Когда дошла очередь до меня, я сказал, что чемодана у меня нет, а есть рюкзак с тёплыми носками, гитара и ружьё. Глаза его как-то весело блеснули, он скомандовал: «Этого - в Гоби, выживет! И по лицу вижу, что татаро-монгольское иго не прошло бесследно». Так и началась моя степная эпопея.
Непростые отношения
Нашей задачей было строительство военного городка около населенного пункта с железнодорожной станцией Чойр. Прибыли мы на место дислокации. Здесь в палатках уже жили рота стройбата, взвод сантехников и отделение электриков. Завезены были и стройматериалы, в том числе - комплекты для сборки деревянных казарм, кирпич для возведения пятиэтажных домов и стационарной котельной. Для временного проживания офицерского состава прислали с десяток вагончиков на колёсном ходу.
Обходя своё хозяйство, я увидел, что два вагончика стоят отдельно и не на колёсах, а прямо на песке. В одном проводились совещания, в другом был «красный уголок». Окна в них располагались низко, солдаты могли пользоваться газетами, не заходя в помещения, доставая прямо через окно. «Это моя инициатива», - с гордостью объяснил замполит. В другом вагончике размещался штаб стройки – «прорабка», где каждое утро проходила планёрка, тут же хранились строительные документы.
Первый рабочий день оказался для меня весьма беспокойным. В часть на верблюдах приехали монголы и пытались увести вагончик вместе со спящими в них офицерами. На шум прибежал я. Монголы доказывали, что этот вагончик они купили у военных два дня назад. Старший из них очень хорошо говорил по-русски и показал написанную корявым почерком бумагу. Это была расписка о том, что вагончик он купил за тысячу тугриков.
Конфликт удалось разрешить с трудом. Оказалось, что демобилизованные солдаты перед тем, как покинуть часть, пошли в ближайшие юрты и совершили, как теперь говорят, «коммерческую» сделку. В те времена мошенничество было большой редкостью. А население Монголии очень доверяло советским людям. Работал я с монголами не один год и убедился в их доверии к слову.
Как говорится, в нашей военной семье оказалось не без уродов… Решить вопрос полюбовно стало делом чести. Конечно, мы вернули местным жителям деньги. Зато я позже, благодаря знакомству с ними, на первые заработанные деньги приобрёл монгольскую лошадку, которая стала моим другом на долгие месяцы.
Но это уже другая история…
Игорь Малышев, г. Екатеринбург
Фото: Flickr / Ludovic Hirlimann