Татьяна Мерзлякова: «Важно не только слушать, но и слышать!»

Татьяна Мерзлякова: «Важно не только слушать, но и слышать!»

Нескончаемый рост тарифов ЖКХ при отсутствии должного качества услуг, недоступная медицина – эти и другие вопросы не уходят из повестки правозащитных организаций. Статистика многочисленных нарушений фиксируется в ежегодных докладах региональных омбудсменов.

Почему растет груз проблем, поставивших многие уральские семьи на грань выживания, в эксклюзивном интервью «Пенсионеру» рассказала Татьяна Мерзлякова - Уполномоченный по правам человека в Свердловской области.

- Татьяна Георгиевна, в нашу редакцию ежедневно поступают звонки и письменные обращения читателей с жалобами на рост коммунальных платежей, отсутствие достойного медобслуживания и другие проблемы. Наверняка и «горячая линия» Уполномоченного раскалена докрасна?

- К сожалению, болевых точек, связанных с нарушением прав граждан, стало больше. В 2016 году мы рассмотрели около 5 тысяч письменных индивидуальных и коллективных обращений; более 4,5 тысячи жителей области приняла я и другие сотрудники аппарата. Подробная информация о поступающих жалобах и обращениях включена в ежегодный доклад Уполномоченного. Документ лег на стол губернатора, областного Законодательного собрания, размещен в открытом доступе на нашем портале.

На что стоит обратить особое внимание, какой вывод я могу сделать, опираясь на свой 15-летний опыт работы на посту омбудсмена? Многие проблемы возникли не вчера - мы говорим о них из года в год. Сегодня их нужно рассматривать в комплексе. Ведь если ко мне обращается пенсионер с жалобой на то, что ему начислили маленькую пенсию, то в процессе беседы часто выясняется, что дети потеряли работу, или им несколько месяцев не выплачивали зарплату. Получается, что семья оказалась на грани выживания, и пенсионер становится едва ли не единственным кормильцем. Что тут скажешь! Искренне жаль поколение наших родителей и бабушек, они заслужили большего. Но не менее тревожно и за тех, кто сегодня мог бы позаботиться о престарелых родителях, однако сам вынужден отщипывать у них средства на пропитание.

- Удается ли исправить ошибки, допущенные специалистами Пенсионного фонда при начислении пенсий?

- Удается, и таких примеров немало. В 2016 году к нам обратился житель Тавды, который пожаловался на несправедливо маленькую пенсию. Руководствуясь ФЗ «О страховых пенсиях», в котором есть статья о порядке обжалования решений пенсионных органов, мы направили обращение в отделение ПФР по Свердловской области. В итоге заявителю назначили более высокую пенсию и произвели доплату за предыдущие месяцы.

- В своем докладе вы отметили, что более 40 процентов обращений связано с социальной проблематикой, в том числе - с ЖКХ…

- Потоком идут жалобы на аварийное состояние многоквартирных домов, некачественную работу управляющих компаний, огромные счета за жилищно-коммунальные услуги, в том числе – за общедомовые нужды. Анализируя обращения, мы вышли на причины завышенных платежек на ОДН. За что переплачивают люди? За потери в магистральных и распределительных сетях, за соседей - злостных неплательщиков, за несанкционированные подключения. В докладе я прямо указываю: назрела необходимость взаимодействия гарантирующего поставщика, управляющей компании и потребителя в выявлении фактов воровства, сознательного уклонения от оплаты за ОДН. Именно общими усилиями всех заинтересованных лиц нужно устанавливать причину завышенных счетов и только потом принимать решение о компенсации потерь. А у нас часто крайним делают добросовестных собственников, среди которых немало пенсионеров. С таким подходом я категорически не согласна и говорю об этом всем, кто может и должен повлиять на решение этой проблемы.

- Пенсионеры Свердловской области, достигшие 80-летнего возраста, обрадовались было областному закону о 100-процентном льготировании капремонта. Некоторые даже перестали платить, а в итоге оказались в должниках. Получается, что закон не работает?

- Закон работает. Путаница возникает в том случае, если человек уже пользуется какими-либо льготами на оплату коммунальных услуг. Компенсация расходов рассматривается как единая мера социальной поддержки и предоставляется по одной льготной категории - по выбору гражданина. Другое дело, что чиновники, отвечающие за ЖКХ, специалисты отделов субсидий на местах должны разъяснять людям, в чем суть этого закона, на кого он распространяется, чтобы упреждать рост задолженности и не доводить людей до отчаяния. Я советую пенсионерам обращаться и в аппарат Уполномоченного по правам человека, где им подскажут, какую помощь можно получить, если затраты на ЖКХ забирают львиную долю пенсии.

В последние годы коммунальная отрасль претерпела значительные изменения. Появилась система накопления средств на капремонт дома, введено лицензирование управляющих компаний и многое другое. С другой стороны, мы отмечаем рост объемов аварийного жилья, высокий уровень износа коммунальных сетей и, несмотря на ежегодное увеличение тарифов, низкое качество услуг ЖКХ. У государства не хватает средств на обновление жилфонда. Но если финансовая нагрузка перекладывается на плечи собственника, то он должен быть уверен, что каждая вложенная копейка пойдет по назначению.

- На ваш взгляд, какие проблемы требуют незамедлительного решения?

- На федеральном уровне надо немедленно решать вопросы банкротства предприятий и невыплаты заработной платы. На региональном уровне на первый план выходит проблема здравоохранения. В ближайшее время пройдет встреча представителей Уполномоченного, Общественной палаты и других организаций с руководством областного министерства здравоохранения. Речь пойдет о реформе отрасли, которая, к сожалению, добавила проблем и медикам, и пациентам. На мой взгляд, сложности в здравоохранении возникли потому, что оптимизация проводилась формально, без учета специфики территорий, транспортных возможностей. На протяжении трёх последних лет регулярно поступают обращения пациентов гемодиализа, которые жалуются на проблемы проезда к медицинским центрам. Многие вынуждены самостоятельно нанимать и оплачивать такси из своей небольшой пенсии. В качестве меры социальной поддержки выделено всего 30 поездок в год на социальном такси по льготной цене, хотя таким больным необходимо совершить три поездки в неделю туда и обратно. Поэтому нужно создать логистическую систему, в которой будут задействованы и полномочия муниципальных образований, и органов власти Свердловской области. Об этом я говорила с губернатором Евгением Куйвашевым, депутатами областного Законодательного собрания и представителями минздрава. В ответ на мою критику проблем отрасли некоторые специалисты, эксперты заявляют, мол, и в советское время здравоохранение имело существенные недостатки! Я считаю, что советская медицина была значительно доступнее, нам до ее уровня расти и расти. Да, сегодня появились уникальные методы лечения тяжелых болезней, но люди не могут попасть на прием не то что к «узкому» специалисту, но и к участковому терапевту.

- Какова реакция силовых и надзорных структур, региональных властей на ежегодные доклады омбудсменов, учитывается ли предоставленная вами информация при разработке нормативных актов?

- К нам прислушиваются, с нами взаимодействуют. Но важно не только слушать, но и слышать, и, главное, исполнять. Уполномоченному по долгу службы необходимо постоянно контактировать и с руководством области, и с территориальными федеральными органами. Часто в ответ на обращение слышу: «Вам, Татьяна Георгиевна, невозможно отказать». Согласитесь, своеобразная реакция. В Великобритании, например, информация омбудсмена о нарушениях прав граждан чиновником или политиком становится поводом для серьезных расследований. За неисполнение предписаний там можно поплатиться карьерой.

- Может быть, российским омбудсменам не хватает полномочий, и назрела необходимость повысить их статус?

- Поднимать статус надо. Об этом неоднократно говорил и бывший федеральный Уполномоченный Владимир Лукин, заявлявший, что некоторые губернаторы, представители силовых структур не реагируют на обращения омбудсменов. Хотя и сейчас за неисполнение предписания может наступить административная ответственность. Но необходимо, чтобы каждый чиновник понимал: представленная в докладе Уполномоченного информация является руководством к действию; что ежегодный доклад – это особая форма обратной связи с представителями власти и гражданским обществом.

- Недавно вы отметили значимую дату: 4 марта исполнилось 20 лет со дня вступления в силу закона о федеральном Уполномоченном по правам человека. Как повлиял закон на жизнь россиян? Как можно оценить опыт российского института омбудсменов?

- В Свердловской области еще до принятия федерального закона был принят областной закон об Уполномоченном. Тогда в России работали два омбудсмена – в нашем регионе и в Башкирии. Они стали первопроходцами в области защиты конституционных прав граждан, в налаживании взаимодействия с федеральными и областными структурами.

- Нынешним уполномоченным работать легче?

- Не могу с этим согласиться. В Свердловской области и в России в целом не решается, а даже усугубилась проблема, которая, как мне кажется, упирается в нашу ментальность. Принято множество законов, призванных защищать конституционные права граждан. Но, например, силовые структуры, ставя во главу угла закон, часто забывают о человеке. Потому что думают о том, что скажет, как отреагирует вышестоящее начальство. Заглядывая наверх, думая о карьере, забывают о человеке. Такой традиционно однобокий подход не позволяет выстроить эффективную систему защиты, затягивает процесс. В лучшем случае, инициируются какие-то поправки в закон, или принимают новый нормативный акт. Но ведь по каждой ситуации закон не примешь. Надо грамотно, объективно, главное, без страха и упрека применять существующее законодательство. А иначе борьба с нарушением трансформируется в борьбу с человеком.

Наталья Горбачева

13:30
1106
Загрузка...