Главный портал пенсионеров

Ни дня без хора

Ни дня без хора

Много лет назад я получила открытку. Кроме поздравления, на ее обороте была приписка: «Не понимаю, почему слова ПРАЗДНИК и ПРАЗДНОСТЬ родственные. Ведь ПРАЗДНИК – это РАБОТА». Открытке уже более 30 лет, а автор надписи по-прежнему убежден в родственности этих понятий.

Было бы странно, если бы он изменил своим убеждениям – они унаследованы от родителей – замечательных музыкантов, педагогов, общественных деятелей, профессоров Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского Маргариты Николаевны и Владимира Александровича Глаголевых.

С ними шла по жизни музыка

Они познакомились, будучи студентами Ленинградского музыкального училища. Закончив его, оба поступили в консерваторию. Их жизнь была наполнена музыкой и любовью. Согласно распределению В.А. Глаголев должен был ехать в Минск, где его ожидала должность главного хормейстера оперного театра. Однако окончание консерватории пришлось на 1941 год.

Отправив семью в эвакуацию в Киров, Владимир Александрович как главный дирижер ансамбля Уральского военного округа выступал с концертами на фронтах Великой Отечественной.

Маргарита Николаевна работала в Кирове сначала в музыкальной школе, а затем стала руководить хором народной песни. Воспитанница Ленинградской консерватории, М.Н. Глаголева с юности впитала дух и суть мощной и насыщенной музыкальной жизни довоенного Ленинграда.

С 1944 года жизнь и профессиональная деятельность Маргариты Николаевны была связана со Свердловском. Здесь, на только что открытой кафедре хорового дирижирования Уральской консерватории, она завершила прерванное войной образование, проработала 55 лет, подготовив несколько поколений профессиональных хормейстеров и педагогов-музыкантов, приобрела широкую известность как прекрасный музыкант-исполнитель, руководитель хоровых коллективов.

С первых опытов Маргарита Николаевна оставалась верна девизу своей молодости: «Ни дня без хора!». В 1940–50-е годы уральцы знали и высоко ценили ее как хормейстера ансамбля песни и пляски Уральского военного округа. В 1950-е годы супруги Глаголевы начали работать с хором Свердловского горного института. Результатом их совместного творчества стало 1-е место на всероссийском и всесоюзном конкурсах в Москве. Выступление хора под их руководством на Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 году было отмечено бронзовой наградой. На сцене Свердловской филармонии мужской хор горняков совместно с симфоническим оркестром филармонии исполнил 13-ю симфонию Д. Шостаковича на стихи Е. Евтушенко, посвященные трагедии Бабьего яра

Долгие годы гремела слава детского хора специальной музыкальной школы-десятилетки при Уральской консерватории, в работе с которым исполнительский талант М.Н. Глаголевой проявился наиболее ярко и всесторонне. На сцене филармонии хор десятилетки вме­сте с солистами и Уральским фи­лармоническим оркестром исполняли сложнейшее духовное произведение Д.Б. Перголези «Stabat Mater» («Мать скорбящая…»). Представляете, каких трудов стоило Маргарите Николаевне помочь десяти-, пятнадцатилетним «вертушкам» выучить латинский текст, втолковать, что чувствует мать, потерявшая сына?

А.В.Глаголев дирижирует городским сводным хором на Празднике песни в ЦПКиО 1954г

Далеко за пределами нашей области был известен Ансамбль песни и пляски Дворца пионеров под руководством В.А. Глаголева. Долгие годы работал руководимый им народный оперный театр при Дворце культуры ВИЗа, где силами самодеятельных певцов была поставлена опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

Несколько десятилетий Маргарита Николаевна и Владимир Александрович работали рука об руку. Художественной индивидуальности этих музыкантов были равно близки Бах и Моцарт, Гайдн и Бетховен, Чайковский и Рахманинов, Чесноков и Свиридов, Шостакович и Кабалевский. Очень большое внимание уделялось и музыке уральских композиторов Б. Гибалина, Г. Белоглазова, К. Кацман, А. Фридлендера, исполнявшейся хоровыми коллективами под их руководством на съездах советских композиторов.

Мощь и красота тысяч голосов

Одна из ярких страниц их совместной творческой деятельности – шефская работа с самодеятельной сельской хоровой капеллой совхоза «Пионер» Талицкого района. Не близок путь до Талицы, однако трудности искупались серьезным, трепетным отношением певцов к музыке, энтузиазмом и самоотверженностью руководителей. Этот коллектив, став лауреатом Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности, представлял свое хоровое мастерство на заключительном концерте в Колонном зале Дома Союзов.

Отличительной и замечательной чертой культурной жизни Свердловска в середине прошлого столетия были праздники песен. В проведении их огромную роль играли хоровые общества, а главное – такие талантливые и самозабвенно любящие свое дело музыканты, какими были М.Н. и В.А. Глаголевы. Самодеятельные хоры были на большинстве предприятий. Для выступлений выбирались сложные многоголосные произведения. Хормейстеры коллективов разучивали их отдельно с каждым хором, готовясь к двухчасовому выступлению на празднике.

В торжественный день все коллективы, кто на автобусах, а кто и в кузове грузовика, съезжались в Центральный парк культуры и отдыха им. Маяковского, чтобы единым трех-, а в некоторые годы и пятитысячным хором выступить на центральной сцене праздника! Каким же вдохновением должны были наполняться души хормейстера и дирижера, чтобы зажечь огонь подлинного искусства в сердцах стольких исполнителей и слушателей! Подобные праздники проводились тогда в СССР только в отличавшихся своей массовой хоровой культурой республиках Прибалтики.

Воспитанию интеллигентности, высокой культуры чувств была посвящена не только творческая деятельность, но и вся жизнь М. Н. Глаголевой. Осваивая филигранное искусство дирижирования и постигая тайны хормейстерской работы на занятиях Маргариты Николаевны, сформировалась целая плеяда музыкантов, работающих сейчас по всей России. В Екатеринбурге ее ученики работают практически во всех специальных музыкальных учебных заведениях, в музыкальных и общеобразовательных школах. Все они и спустя годы помнят деловитость, требовательность и доброжелательность, сердечность, искренность общения педагога со студентами.

Многие ученики нашли в лице Маргариты Николаевны не только наставника, но и заботливого, внимательного друга, глубоко понимающего их внутреннее состояние и особые, присущие каждому из них индивидуальные творческие возможности. Отношение ее к ученикам становилось для них впоследствии эталоном взаимоотношений с их учениками.

Духовными наследниками Маргариты Николаевны и Владимира Александровича Глаголевых стали и их дети. Все они закончили УГК им. Мусоргского. Дочь Анна – профессор Самарского педагогического института, заслуженный деятель искусств, организатор и руководитель институтского хора и хорового коллектива «Мозаика» – неоднократных победителей международных конкурсов. Внучка Мария является руководителем четырёх хоровых коллективов в Самаре. Старшая дочь Раиса знакомит с традициями российского музыкального образования израильских школьников. Младший сын Александр – доцент кафедры специального фортепиано, ведет обширную педагогическую деятельность, читает лекции по авторским программам, проводит мастер-классы в училищах и ДШИ Уральского региона, является бессменным председателем жюри конкурса «Юный пианист Севера» в Краснотурьинске, продолжая при этом концертную деятельность…

Оказавшись неподалеку от консерватории, не поленитесь обратить внимание на афиши – среди прочих вы можете увидеть приглашение на концерт лауреата международных конкурсов Александра Глаголева, для которого РАБОТА – это ПРАЗДНИК!

Людмила Овчинникова
Фото из архива семьи Глаголевых: 1) Маргарита Николаевна Глаголева; 2) А.В.Глаголев дирижирует городским сводным хором на Празднике песни в ЦПКиО 1954г; 3) Хор десятилетки

14:25
1546
Загрузка...