Тимуровцы 21 века: реальность или пустые мечты?
В будущем году исполнится 100 лет с момента создания пионерской организации в СССР. Но вот уже 30 лет, как 19 мая – День пионерии – перестал быть красным днем календаря. Справедливо ли? У наших читателей на этот счет есть свое мнение.
Нужно ли России пионерское движение?
«Хорошо помню, как получила красный галстук, – рассказывает жительница Каменского района Надежда Ивановна, – это были восторг и гордость, ощущение сплоченности».
По словам читательницы, именно возвращение к опыту молодежных объединений помогло бы победить царящие в современной России разобщенность и тоску по общим идеалам.
«Если бы всем, как прежде, было знакомо доброе чувство локтя, то сегодня страна не носила бы траур по погибшим в Казани», – убеждена женщина. Согласны с ней и другие читатели.
Не только единению и дружбе, но и дисциплине и порядку учились советские мальчишки и девчонки. А еще – труду.
«Очень жаль современную молодежь, – признался Сергей Петрович из Нижнего Тагила, – они в школе ничем не заняты. Неудивительно, что многие потом не хотят работать. Привычки-то нет. То ли дело мы в их годы».
С улыбкой вспоминаются ветеранам пионерские дела: слеты, патриотические марши, спортивные соревнования, а особенно – сбор металлолома и макулатуры.
«Мы даже однажды с завода деталь унесли, – смеется над собственным юношеским энтузиазмом Павел Иванович из Верхней Пышмы, – нас потом разыскали и попросили вернуть».
Зато отсутствие трудового рвения у нынешней молодежи вызывает у старшего поколения серьезное беспокойство. «Теперь дети даже с доски написанное не стирают, – сетует ветеран педагогического труда Светлана Ивановна из Нижнесергинского района, – субботники стали редкостью». Многие читатели припомнили, как в пору пионерской юности с радостью выходили на подмогу старшим. Одни пололи грядки, другие собирали урожай, кололи дрова, и все – безвозмездно, порой даже тайно.
«Помню, втихомолку складывали дрова во дворе у соседской бабушки. Это у нас была такая игра», – вспоминает екатеринбурженка Нелли Николаевна о том, как с друзьями подражала гайдаровским героям.
Способность нынешних детей к бескорыстию, к скромному подвигу старшее поколение ставит под сомнение.
«Нам в те годы даже в голову не пришло бы просить оплату за свою помощь. А сейчас молодежь в первую очередь про деньги спрашивает», – рассуждает Нина Петровна из Тугулымского района.
Впрочем, нашлись среди позвонивших в редакцию обладатели иного мнения.
«Конечно, это было особое время! Помню сборы, костры, линейки, звуки горна и барабанную дробь. Равняясь друг на дружку, подтягивались в учебе. А какое было патриотическое воспитание!», – рассказывает Нина Семеновна из Нижних Серег.
Однако сегодня такой горячей потребности, например, в детском труде и самоотверженности уже нет.
«Сначала был девиз «Все для фронта! Все для Победы!», потом нужно было поднимать страну, – объяснила читательница. – А теперь у общества другие запросы».
И все же вердикт старшего поколения однозначен: пионерскому движению – быть!
Наследники Тимура и его команды
На вопрос «Найдутся ли в России продолжатели дела пионеров-тимуровцев?» читатели чаще всего называли соцработников и волонтеров.
«Соцработники – молодцы. Ухаживают за стариками и в магазины сходят, даже дрова наколют, – рассуждает Сергей Николаевич из Пригородного района, – но ведь все это за деньги».
Позвонившие мне читатели не стали оспаривать необходимость оплачивать этот важный и нужный труд, не пытались умалить душевных качеств своих помощников. Но все-таки признали: это – профессия, а не бескорыстный душевный порыв. Другое дело – волонтеры. Здесь и экологическое, и социальное, и гражданско-патриотическое, и спортивно-событийное направления. Вот уж где отыщется простор для благородной души любого возраста.
Еще недавно о волонтерах говорили только в свете международных соревнований, а добровольческие ряды составляли студенты-первокурсники. Все изменил коронавирус. За время пандемии волонтерская деятельность обрела совсем другие масштабы. Пожилые уральцы хорошо запомнили, как быстро и эффективно прошлой весной сработали множество организаций, объединившихся в акции «Мы вместе». Многие пенсионеры не раз воспользовались услугами добровольцев, когда вставала необходимость пополнить запасы еды или лекарств.
Портрет среднестатистического волонтера за минувший год изменился до неузнаваемости. На передовую вышли люди 35-45 лет – то самое поколение, на котором оборвалась преемственность молодежной организации СССР. Когда под ударом оказались старики, эти люди не смогли остаться в стороне и тоже приобщились к тимуровскому подвигу.
«Они после окончания рабочего дня садились за руль и развозили продукты для пожилых, – объяснил исполнительный директор ресурсного центра добровольчества «Сила Урала» Владислав Овчинников, – хотя большинство из них дома ждали собственные семьи».
Сегодня волонтеры разных лет вовлечены в самую широкую деятельность. Одни готовятся к принятию Универсиады в Екатеринбурге, другие собирают продуктовые наборы нуждающимся, третьи заняты подготовкой патриотических мероприятий или помогают медицинским работниками на «коронавирусном фронте». Направлений много, организаций и проектов – не меньше. На слуху гуманитарные акции Фонда Святой Екатерины и Русской медной компании, старания добровольцев Общероссийского народного фронта, движения «Волонтеры Победы», а также множества региональных организаций: «Волонтеры Урала», «Сила Урала», волонтерского центра Свердловского областного медицинского колледжа.
Волонтеры? Таких не знаем
Но, увы, не все так замечательно, как может показаться. Подобные слова звучали из уст многих жителей сельской местности и маленьких городов. Нехватка рук – первая беда, отдаляющая волонтеров от пионеров. Некоторые позвонившие припомнили случай, о котором узнали из нашей же газеты. Одной пожилой читательнице нужно было очистить крышу от снега, а на вопрос редакции волонтеры ответили: «Не имеем права – частная собственность, коронавирус…». Увы, как и соцработники, волонтеры не свободны в выборе действий.
Есть и другая беда – слово расходится с делом. В апреле мне довелось поучаствовать в пресс-конференции ТАСС, посвященной работе организации «Урал добром богатый». Заглянув предварительно в Интернет, я выяснила, что на базе этого волонтерского центра есть потрясающий проект «Тимуровцы 21 века». Содержанию позавидовал бы и сам Гайдар: системная помощь нуждающимся старикам в уборке, готовке, даже ремонте. И все это – с вовлечением в деятельность детей-сирот из домов-интернатов. Однако на самой пресс-конференции о тимуровской работе как-то умолчали, на прямой вопрос о деятельности в рамках указанного проекта руководитель организации Алексей Невьянцев сообщил:
«Мы стараемся поздравлять ветеранов с праздниками, организовывать встречи детей с ними в уютной обстановке…»
Я родилась после распада СССР, мое отношение к советскому прошлому неоднозначное. Но ответ А. Невьянцева не вызвал у меня ничего, кроме возмущения, а после вдохновенных рассказов читателей негодование мое только растет. Конечно, и поздравления тоже нужны, это – тоже помощь старикам, тоже воспитание молодежи. Но разве чаепития и концерты – все, для чего могут сгодиться современные тимуровцы? Если так, то мечты о возрождении общероссийской детской организации – пустой звук. Вряд ли дети побегут вставать в бесконечные хороводы.
Пионер – в каждом из нас
«Ну, убирали картошку, ну, дрова кололи соседке», «да мы только макулатуру собирали на переработку», – такие ответы слышала я и от некоторых читателей.
Увы, поседевшим мальчишкам и девчонкам бывает сложно верно оценить свое прошлое.
За 30 лет россияне привыкли думать, будто общим добрым идеалам в настоящей действительности места нет. Время стерло из памяти старшего поколения мелочи, наделив образ пионера величием статуи. Он – будто уже и не человек, а воплощение добра, которое свершает маленькие подвиги, пока никто не видит.
Но кое-что отличает советского пионера от героев волшебных сказок. Пионеры существовали на деле, их добрые дела реальны. Более того, эти герои прошлого и сейчас в строю, и им по силам заронить искру добра даже в равнодушном сердце. Главное, друзья, – сами не забывайте об этом. С Днем рождения Всесоюзной пионерской организации, дорогие читатели!
Мария Волкова