Выход из пике: история бывшего алкоголика
Чтобы восторжествовало зло, нужно, чтобы хорошие люди просто ничего не делали.
Эдмунд Бёрк
Я лежал на кровати покойного отца и пил водку. Мне был 61 год, у меня трое сыновей, но единственное, что меня волновало, где бы достать еще бутылку. Я потерял работу, квартиру, растратил кучу денег и вел себя так, что от меня отвернулись близкие и друзья.
Последние три года я не выходил из пике и падал все ниже. Надежды на перемены не было. Я чувствовал себя Гулливером, которого лилипуты опутали веревками и привязали к земле. Я хотел выбраться, но мне не хватало сил. Единственным спасением стала водка.
Озарение пришло неожиданно. Глядя на фото отца, я вдруг вспомнил все, чему он научил меня. В жизни есть два главных принципа: первый – человеческие отношения, особенно с членами семьи; второй – помощь тем, кто не в состоянии помочь себе сам. Живя сообразно с ними, можно менять себя и мир к лучшему.
Отец также говорил, что все познается в сравнении. Я не был умирающим от голода ребенком в Африке, не жил во времена фашистов, которые могли меня убить, не страдал от смертельных болезней и инвалидности. Следовательно, я не имел права поставить на себе крест и должен был встать на ноги. У меня одна жизнь, и я не могу позволить, чтобы она прошла зря.
Когда я пил, я не был самим собой. С ранних лет я занимался спортом. В 1980-е стал тренером, подготовил множество ребят к соревнованиям. Помогал организовать спортивные мероприятия в Свердловске, а потом и в Екатеринбурге, вкладывал в работу всю душу.
Летом мы с семьей проводили выходные, гоняя мяч по корту, что находился в соседнем дворе. А зимой моих мальчишек было не забрать с Уктусских гор. С содроганием сердца вспоминаю, как сыновья впервые заскользили по лыжне, как забивали первые голы. Наверное, с такой же гордостью на меня смотрел и мой отец. Что бы почувствовал он, увидев, во что я превратился теперь?
Задавшись этим вопросом, я понял, что мне надо собраться и взять себя в руки. Я обратился в реабилитационный центр, где прошел программу из 12 шагов по методу Г.А. Шичко. Через несколько месяцев я уже не чувствовал такой сильной тяги к алкоголю. Но это были только цветочки, ягодки ждали впереди.
Мне пришлось разбираться с кучей проблем, расплачиваться с долгами в широком смысле слова и с обязательствами высотой с гору Эверест. Над моей головой висел Дамоклов меч долгов и испорченных отношений.
«Я когда-нибудь расплачусь с кредиторами и отвечу добром на доброту других людей? Начнут ли мои сыновья со мной разговаривать? Увижу ли внуков? Будет ли у меня еще какое-то подобие семьи? Встану ли я опять на лыжи? Ладно, все постепенно, все постепенно», – думал я.
Никогда прежде я не считал себя религиозным человеком, но тут ощутил единение с какой-то высшей силой, которая помогла мне все пережить. Постепенно я начал вспоминать, кто я такой на самом деле. Я вспоминал, что строил свою карьеру на таких ценностях, как уважение, любовь к семье и забота об окружающих. Часто размышлял о том, как сложились судьбы тех ребят, которые благодаря моим стараниям встали на лыжи в 1990-е. У них не было времени, да и особого интереса к преступным группировкам, к наркотикам. В конечном счете, все они выросли достойными людьми.
Я понял, что возвращаюсь к жизни в награду за добрые дела и ради их продолжения. Я должен и дальше помогать людям. Тем более, в моих руках есть один из самых сильных инструментов – заразительная любовь к спорту. Ведь спорт – это арена борьбы с насилием в семье, хулиганством в школах и издевательствами сильных над слабыми. Спорт – это способ во всех отношениях сделать мир лучше.
И я решил, что ни за что в жизни больше не потеряю эту искру, не уйду в пике, смогу остаться трезвенником и докажу, что имею право называться достойным человеком. Таким, каким бы гордились мой отец и мои дети.
«Будь что будет, приму это как благословение!» – сказал я себе и позвонил поочередно своим сыновьям, позвал их поиграть в футбол всем вместе, как в старые добрые времена.
Теперь иду выбирать новый мяч и бутсы. Надо успеть хорошенько потренироваться перед семейным матчем!
Мария Волкова (по мотивам книги Э. Ньюмарк «Куриный бульон для души»)