Беженцы. История жительницы Донецка, с которой я познакомился в поезде
Беженцами мы называем мирных жителей, которых война выгнала с места постоянного проживания. К ним надо относиться с пониманием не только властям, но и тем, кто живет рядом.
Уже много лет остается тревожной обстановка в Донецкой и Луганской народных республиках: идет обстрел территорий, гибнут мирные жители. Порой появляется возможность узнать об этом от самих участников тревожных событий.
…Эта встреча произошла случайно. Скорый пассажирский поезд Челябинск – Санкт-Петербург, в плацкартном вагоне напротив меня расположилась женщина, которая тоже едет до Питера. Познакомились. Зовут ее Татьяна. В разговоре выяснилось, что она – беженка из Донецка, сейчас проживает в Свердловской области. Я попросил ее подробнее рассказать о событиях, свидетельницей которых она стала. Что вынудило ее покинуть постоянное место жительства и переехать на Урал?
Татьяна родилась и выросла в Новоуральске. Окончила среднюю школу и уехала в Донецк. Там в 1989 году вышла замуж и осталась жить. В то время Украина была в составе СССР, но через два года развалился Советский Союз, и Татьяна оказалась в другом государстве. С мужем и двумя сыновьями она жила на окраине Донецка в своем доме. Супруг работал осмотрщиком ствола на угольной шахте «Трудовская». Она трудилась в торговле, старший сын Богдан был студентом вуза, младшему Илье исполнилось всего 4 года.
Самолет украинских военно-воздушных сил сбросил на шахту бомбы 9 июля 2014 года. Раздался сильный взрыв. Погибли люди, шахта была разрушена. Ее затопило, восстанавливать предприятие не стали.
В тот страшный день, 12 июля 2014 года, Татьяна с младшим сыном были дома. Начался артиллерийский обстрел города. Из окон вылетели стекла, упала люстра. Дом трясло, стены ходили ходуном. Татьяна схватила сына на руки и встала у дверного проема подальше от окон. Взрывы сливались в сплошной гул. Были прямые попадания в соседние дома, они горели. Страшная картина. Сколько это длилось? Ей показалось, что целую вечность. Потом обстрел прекратился.
Муж Федор и старший сын Богдан находились на улице, когда на город полетели снаряды. Они упали на землю и лежали до окончания артналета. Когда взрывы стихли, кинулись к дому:
«Целы?»
Вся семья оказалась в сборе, они остались живы. Но в городе полыхали пожары, многое разрушено, убиты и ранены мирные жители. Оставаться в нем было опасно. Решили так: Татьяна с младшим сыном срочно уедут к родственникам в Новоуральск, муж и старший сын пока останутся в Донецке.
На следующий день они с Ильей выехали на поезде на Урал. Ехали через Москву, где предстояла пересадка. Надо было переехать с одного вокзала на другой. Татьяна зашла в метро. Идет через турникет сплошной поток людей, а она – с чемоданом, сумкой и маленьким сынишкой, трудно пройти. Попросила москвичку перевести малыша. Та, конечно, помогла. Но было в лице Татьяны что-то необычное, и эта незнакомая женщина спросила:
«Беженка из Донецка?»
Татьяна все это время держалась, но тут ее словно прорвало. Она расплакалась и рассказала незнакомке про обстрел, пожары, убитых жителей. Женщина как могла, успокаивала ее. В метро они и расстались. Но в ладошке малыша она оставила купюру в 1 тысячу рублей. Участие незнакомого человека тронуло бывшую жительницу Донецка до глубины души.
Приехала в Новоуральск к родным и только тут немного успокоилась. Родственники ее приютили и, чем могли, помогли. В Донецке у семьи Татьяны было украинское гражданство. Решили сменить его на российское. Но муж отказался. Начались бумажные хлопоты. Женщина собрала необходимые документы на себя и сыновей, подала заявление в государственные органы. Через несколько месяцев вручили ей «Свидетельство о предоставлении временного убежища». С ним она уже могла устроиться на работу.
Начала работать продавцом. В мае 2015 года получила «Свидетельство участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». При получении этого документа выдали «подъемные»: на Татьяну – 20 тысяч рублей, на сыновей – по 10 тысяч рублей. В ноябре 2016 года вручили долгожданный российский паспорт.
Тягомотину с получением российского гражданства Татьяна объясняет тем, что Новоуральск – закрытый город, там тщательно проверяют всех приезжих. Она родилась в этом городе, это помогло ей получить российский паспорт в относительно короткий срок. У других эта процедура проходит еще дольше и сложнее.
Моя попутчица поделилась радостным событием. В юности в школе она играла на гитаре и пела в вокально-инструментальном ансамбле. Тогда была очень популярна песня о клене и березе, которую Таня часто исполняла. Там еще припев такой есть:
«Белая береза, я тебя люблю, протяни мне ветку белую свою».
В те юные годы она встречалась в парке с одноклассником. Они сидели на синей скамейке и были самыми счастливыми на всем белом свете.
После школы их пути-дорожки разошлись. А спустя 30 лет на встрече выпускников в школе она встретилась с тем парнем. Вспомнили юные годы, он преподнес ей необычный подарок. Татьяна показала его мне. Сняла с полки коробку, открыла, а там – объемная композиция: на зеленой лужайке – белая береза, рядом клен, между ними синяя скамейка. Трогательный подарок!
Юрий Якимов, г. Североуральск