Приключения наивного депутата: мечты и реальность

Приключения наивного депутата: мечты и реальность

Без преувеличения, главной сенсацией минувших выборов в Заксобрание Свердловской области стала не утрата «Единой Россией» безоговорочной лидирующей позиции в региональном парламенте. Гораздо большее удивление вызвало прохождение в областной законодательный орган до этого никому не известной партии «Новые люди».

Партия-новичок преодолела 5-процентный барьер на выборах в Госдуму и стала 5-й из тех политических объединений, чьи депутаты заседают в федеральном парламенте. И двое «новых людей» получили депутатские мандаты по итогам выборов в ЗакСо Свердловской области.

Первое впечатление – они сами не очень верили в свою победу и поначалу не знали, с чего начать путь региональных законодателей. Второе впечатление – многие избиратели отреагировали на само название партии «Новые люди» и решили дать дорогу новичкам. Об этом, кстати, в телефонных разговорах сообщали и читатели «Пенсионера». Третье впечатление – их отношения со старожилами региональной представительной власти пока складываются не очень гладко.

Об этом – разговор с основателем сети ресторанов «Сушкоф» и «Дель Песто», региональной сети продуктовых магазинов «ЖизньМарт», а с недавних пор – и депутатом ЗакСо Иваном Зайченко.

– Иван Павлович, вы – член партии «Новые люди»?

– Нет. Задолго до начала предвыборной кампании представители партии вышли на меня и предложили поучаствовать в выборах. Я даже не знал, как организован процесс выборов в Законодательное собрание Свердловской области. Для меня слово «одномандатник» до того момента вообще ничего не значило. Мне предложили создать что-то вроде партийного штаба, привлекать волонтеров и проводить разные мероприятия – работать над тем, чтобы название «Новые люди» начало как-то запоминаться в сознании избирателей. Я тогда отказался: не мой профиль, я не умею работать бесплатно, я привык платить людям за работу. Потом мне звонили из других партий с аналогичным предложением. Я отказывался и тему участия выборов для себя закрыл.

Но спустя некоторое время ко мне вновь обратился руководитель регионального отделения «Новых людей» Рант Агаджанян и предложил поучаствовать в одном из партийных мероприятий, где собирались активисты, которые позже вели избирательную кампанию. Их идеи мне очень понравились, и я согласился стать кандидатом от этой партии на выборах в ЗакСо. Речи о моем вступлении в партию не шло, и я не настаиваю. Но теперь меня все ассоциируют с «Новыми людьми».

И. Зайченко в Инстаграме:

«Раньше постоянно парковался там, где нельзя. Сегодня остановился. Думаю: «Блин, а вдруг кто-то увидит, снимет». Поехал дальше, искать нормальное место. Депутатство дисциплинирует.


Мне позвонил родственник, сказал: «Иван, обязательно заведи кнопочный телефон, на днях тебя поставят на прослушку, все конфиденциальные разговоры лучше вести по нему». Конфиденциальных разговоров я особо не веду. Но про телефон теперь думаю.

Люди начали писать мне просьбы о помощи. Где-то нет детской площадки, где-то парк хотят снести, у кого-то проблемы со здоровьем, кто-то просто просит денег. Даже один раз машину попросили купить. Пока я не понимаю, что с этим всем делать… Надо время, чтобы со всем разобраться.

А вообще, я постоянно испытываю дискомфорт. Не понимаю, когда я делаю и говорю правильные вещи, а когда нет.

Для себя принял решение: всегда говорить честно и открыто. Хочу, чтобы это для меня всегда был главный ориентир. Надеюсь, он вытянет меня.

Правда, уже словил возмущение по поводу того, как это люди умудрились выбрать такого депутата, у которого нет опыта в политике? Видимо, некоторым слаще, когда избранники делают вид, что все умеют, знают и вообще самые умные».

– Зона вашей депутатской ответственности – какой-то конкретный район Свердловской области? Кто из избирателей может обращаться к вам как к депутату за помощью?

– По сути, моя «вотчина» – вся Свердловская область, потому что я избран по общеобластному списку партии. У «Новых людей» в областном парламенте нынешнего созыва два мандата, так что мы вдвоем с Рантом и будем отвечать на обращения жителей области. Конечно, мне близка тема промышленности и предпринимательства, в соответствующий комитет ЗакСо я в итоге и вошел.

И. Зайченко в Инстаграме:

«Комитет – это такие ребята, которые согласовывают законопроекты. От их решения зависит, пойдёт ли он дальше, на голосование всем депутатам. Как я понял, дискутировать на общем собрании в Думе невозможно. Два вопроса, два комментария по законопроекту – и все.


Основные дискуссии идут именно в комитетах. Поэтому вопрос, в какой комитет ты попадёшь, очень важен.

Набирают людей в комитеты председатели комитетов. По своему желанию туда не попасть. Вот и приходится уже на старте договариваться и радоваться, если предложили то, что изначально хотел – комитет по промышленности и предпринимательству…»

– Ваши первые впечатления от работы ЗакСо – представления и реальность совпали?

– Как оказалось, в ней достаточно много всяких ритуалов и не очень нужных атрибутов, ограничений. К примеру, в зал заседания ЗакСо нельзя приходить с напитками. Мол, много электроники дорогой, мебели, вдруг что-то ненароком зальешь? И все просят оставить на входе. А зачем тогда нужно было все такое дорогое устанавливать? В итоге – явный дискомфорт. Далее: на заседании нужно обязательно быть в костюме, хотя во время обычной работы депутаты ходят в здании ЗакСо в более удобной, привычной одежде – джинсах, джемперах, кроссовках. Явная официальность какая-то, которая слегка раздражает. У меня теперь там есть кабинет, я привез туда костюм, буду на заседание переодеваться.

И. Зайченко в Инстаграме:

«Сначала умудрился заблудиться, пришёл в ЗакСо (на вручение мандатов – прим. автора), а надо было в здание правительства. Охрана на входе прогнала.


На вручении все депутаты друг с другом здоровались, поздравляли с победой. Вообще было чувство, как в начале какого-то обучения-тренинга, когда все максимально вежливые.

Воспринимали нас (депутатов от партии «Новые люди» – прим. автора) нормально. Никакого негатива я не заметил. Даже почти никто не ругался, что я в белых полуспортивных штанах пришёл. Но все-таки попросили в следующий раз выбирать тона поспокойнее.

Познакомились с Л.В. Бабушкиной, это председатель ЗакСо. То есть она там руководит всем. Она пригласила нас к себе. Кидайте в меня помидоры, но на меня она произвела впечатление приятной женщины.

Тогда же к ней зашёл А. Чернецкий. Мне всё время в него пальцем потыкать хотелось – настоящий ли? Всё детство на него в телевизоре смотрел, а теперь – вот, рядом сидит…»

– Это внешняя сторона. А что по поводу собственно депутатской работы?

– Главное наблюдение – на основных заседаниях никаких дискуссий не происходит. И абсолютное большинство депутатов голосуют «за». Я понял, что это – место не для дискуссий, а для очень быстрого формального утверждения решений, которые необходимо принять. Говорят, что все споры разворачиваются на заседаниях комитететов, где обсуждаются решения, которые предстоит вынести на общее заседание. Ну, посмотрю, как это будет проходить на комитететах… Я спросил: «Был ли за всю историю ЗакСо законопроект, который выдвинуло какое-то профильное министерство, или областное правительство, или губернатор, но он не прошел через комитет, его отклонили?» Нет, не припомнят такого. Мне это непонятно. Мне некоторые говорит: «Иван, что же ты такой наивный?» Но я действительно думал, видя, как обновился прежний состав ЗакСо, что появятся депутаты, которые будут не согласны с некоторыми предлагаемыми проектами, проголосуют против. Оказалось, нет. И даже обязательные три чтения, которые должен пройти законопроект, ситуации не меняют. В ЗакСо все три чтения принято проводить в один день, с перерывом на обед. Каких-то изменений, дискуссий или тем более отклонения проекта не происходит. Это обидно. Ведь в СМИ всегда создается какая-то шумиха, вот, мол, за нас на обсуждении депутаты поборются!..

И. Зайченко в Инстаграме:

«Сегодня была встреча, где мне прямо говорили, за кого и как голосовать, но я так не готов, но альтернативных вариантов не знаю. И не понимаю, насколько мой голос может изменить ситуацию. Так что буду голосовать, как подскажет здравый смысл и немного интуиции. В общем, втягиваться и втягиваться мне ещё…»


– Что бы вы хотели сказать избирателям, которые проголосовали за партию «Новые люди» сейчас, на старте своей депутатской карьеры? Пока еще свежи первые впечатления.
– Когда я избирался, я слышал много критики в свою сторону, в том числе – и от пожилых людей. Для меня это было большой неожиданностью, меня так еще никогда не чихвостил. Вижу определенное разочарование в том, что происходит в обществе. Самое плохое, на мой взгляд, – потерять веру. Поэтому я желаю всем не терять веру в будущее, в хорошее. Она помогает жить дальше и видеть хорошее в происходящем мраке.

И. Зайченко в Инстаграме:
«Чувство огромной ответственности.143 тысячи человек мне поверили. Поверили моим обещаниям. Я не кандидат от партии, где всё заранее было решено. За меня проголосовали настоящие люди. Получается, я дал 143 тысячи обещаний. Огромная ответственность. Если честно, есть ещё чувство полной растерянности.Как сейчас будет все складываться, за что хвататься, с чего начать, что делать? Пока ничего не понимаю. Но обещаю, что разберусь и обо всем расскажу. Думаю, нас ждут очень увлекательные пять лет».

Беседовала Наталья Березнякова

От автора

Мнение депутата-новичка в корне отличается от того, что обычно говорят народные избранники со стажем. Думаю, нашим читателям будет интересно, как станут развиваться отношения Ивана Зайченко с депутатским корпусом дальше. Кстати, на днях информагентство Ura.news сообщило, что «членов Заксобрания глубоко оскорбило поведения ресторатора Ивана Зайченко, избравшегося от «Новых людей», который публично высмеял работу парламента. Некоторые коллеги депутата-новичка сразу захотели устроить ему вендетту и, объединившись, придумали «завалить» его на первом же заседании совета ЗакСо. Но план мести тут же провалился. «Зай­ченко просто не пришел на заседание», — смеются знающие люди. Поэтому мы будем рассказывать о дальнейших впечатлениях «наивного» депутата.
15:45
791
Загрузка...