Хорошо там, где нас нет!

Хорошо там, где нас нет!

В выпуске газеты № 20 от 15 мая был опубликован материал «Стариков слишком много?». Бесконечные «прожекты» федеральных чиновников по реформированию системы пенсионного обеспечения в России, так или иначе направленные на то, чтобы по возможности меньшее число россиян получали честно заработанную пенсию, взволновали наших читателей. В редакцию начали поступать отклики пожилых уральцев.

За бугром и редька слаще?

Среди прочих посланий на электронную почту газеты пришло письмо от постоянной подписчицы: «Меня зовут Г.Г. Валеева, пенсия у меня меньше прожиточного минимума. Тружусь я не от хорошей жизни, а нас, работающих пенсионеров, ещё и лишили нищенской надбавки, потому что работаем. Зато в Германии и в других странах наши сограждане получают и пенсию той страны, где живут, и российскую - со всеми надбавками.

Наши пенсионеры живут в бараках и разваливающихся домах, а в Москве добротные пятиэтажки собираются сносить. Где справедливость, а? Гуманитарную помощь другим странам отправляют, а свои пенсионеры живут в нищете. Обидно очень».

Это письмо заставило задуматься: а действительно ли дела с выплатой пенсий россиянам, живущим за рубежом, обстоит именно так, как пишет автор этого письма? Оказалось, все верно, и речь идет не только о Германии. По данным сайта ПФР: «Пенсионный фонд России выплачивает пенсии более 290 тысячам граждан, проживающих в 127 странах мира».

А вот по поводу того, что именно выплачивают «нашим за бугром», давайте разбираться. Чтобы получать пенсию в Германии, её нужно там же и заработать. Наши соотечественники, как правило, получают не пенсии, а социальные пособия как репатрианты.

В Германии, как и во многих других странах, действует 3-уровневая пенсионная система. Она формируется из нескольких источников: из отчислений работодателя и работающего, перечисляемых в государственную систему пенсионного страхования; из взносов работника по программе накопительной части пенсии, которые чаще всего аккумулируются в негосударственных пенсионных фондах; а также из корпоративных пенсионных проектов, характерных для крупных корпораций, заинтересованных в закреплении опытных работников на особо сложных, вредных и интеллектуально ёмких производствах. Получается, что до двух третей «хорошей» пенсии в Германии формируются не в государственном пенсионном фонде, а в системе взаимоотношений работник – предприятие - банк. При этом только государству для пенсионного фонда работник в Германии отдаёт почти 19 процентов своего совокупного дохода. В России, напомню, мы платим только налог на доходы физлиц -13 процентов. А если учесть количество граждан, которые вообще не платят ничего в Пенсионный фонд РФ, в отличие от той же Германии, где такое невозможно в принципе, то становится понятной причина «нищеты» российского Пенсионного фонда.

Ещё одно замечание: пенсионерами в Германии становятся граждане в возрасте 65–67 лет, вне зависимости от пола. Возможно, что нашей читательнице в той же Германии пришлось бы ещё довольно долго работать, даже не думая при этом о пенсии.

Когда пенсионеру работать невыгодно

Российских пенсионеров тоже можно встретить во многих странах. В основном, это Кипр, Болгария, Турция и Китай. Критериями выбора места жительства являются невысокая стоимость жизни в этих государствах, относительная близость исторической родины и, отчасти, сходство культур.

Лидерство по количеству российских иммигрантов пожилого возраста принадлежит Болгарии и Китаю. В Болгарии средние расходы на проживание в стране составляют около 200 евро в месяц, что сопоставимо с размером средней российской пенсии.

В Китае цены на недвижимость и стоимость коммунальных услуг гораздо ниже, чем в Российской Федерации. Правда, в последнее время в связи с падением курса рубля стоимость проживания в этой стране стала гораздо менее привлекательной, чем, к примеру, ещё пять лет назад. А вот если российский пенсионер, уедет на постоянное место жительства, допустим, в Бангладеш, то там он сможет почувствовать себя почти богачом.

Хочу сказать пару слов и об отказе в индексации пенсий работающим российским пенсионерам. Мера эта во многом вынужденная. И сравнение с Германией здесь не совсем корректно. Экономика этой страны почти не связана с ценами на энергоносители, стоимость которых в последнее время сильно упала. Зарплаты «в конверте» и неуплата налогов в Германии жестко наказываются. Далее, государственная пенсия в общем доходе немецкого пенсионера не составляет и двух третей, большая часть, как уже было сказано, - это всевозможные накопления. И это характерно для большинства европейских стран.

Кроме того, время выхода на пенсию в странах Евросоюза стремительно приближается к 70 годам. Поэтому само понятие «работающий пенсионер» для европейцев - редкость. А совмещение в рамках одной страны высоких пенсий, выплачиваемых только государством, низкого подоходного налога, низких цен на проживание и возраста раннего выхода на пенсию я лично считаю просто невозможным!

Андрей Сальников

13:45
1126
Загрузка...