Глава ветеранского движения Ю. Судаков: "Главное - любить то, что делаешь"

Глава ветеранского движения Ю. Судаков: "Главное - любить то, что делаешь"

Почти 17 лет Свердловскую областную общественную организацию ветеранов войны, труда, боевых действий, государственной службы, пенсионеров возглавляет Юрий Дмитриевич Судаков – в прошлом военный лётчик 1-го класса, генерал-майор авиации в отставке, командующий 4-й отдельной армией ПВО, почётный гражданин Свердловской области, лауреат премии Правительства Российской Федерации.

– Юрий Дмитриевич, Ваше детство пришлось на военные годы. Что вспоминаете из того времени?

– Родился я в 1935 году в рабочей семье. Отец – водитель, мать – домохозяйка. Отца долго не отпускали на фронт, у него была бронь, ведь водители в тылу тоже были необходимы. Но он упорно рвался воевать и добился своего. Все домашние заботы легли на плечи мамы, я помогал ей, как мог. Работы хватало: надо корову, кур накормить, дрова наколоть, воды принести, а колонка – за два квартала. От голода спасал небольшой огород, где мы выращивали овощи. А весной мы с пацанами ходили по полям, искали оставшуюся с осени картошку, летом воровали горох, яблоки… Наверное, так жили практически все мои сверстники. Отец получил ранение под Сталинградом. После долгого лечения в госпитале он вернулся домой. И жизнь как-то немного улучшилась, сразу почувствовалось мужское плечо.

– Вы уже в детстве решили стать военным? Почему именно летчиком?

– Жили мы в Кузнецке Пензенской области. Практически сразу за нашим огородом размещался аэродром, где готовили летный состав для фронта. Каждый день я видел, как самолеты взлетали и садились. И говорил: «Мама, я хочу летчиком быть!». После 8-го класса мы с другом решили убежать в Ростовскую спецшколу ВВС. Начали сухари потихонечку накапливать, родителей, конечно, в известность не ставили. Но мой младший брат проговорился, побег не состоялся. Здорово я тогда получил от родителей. Отец не наказал физически, но слова нашел нужные и дал хороший совет: «Сначала нужно окончить 10 классов». Уже после 9-го класса я начал посещать занятия в учебном центре ­ДОСААФ на летном отделении. В 1953 году закончил 10 классов, завершил обучение в учебном центре и в родном Кузнецке освоил самолет ЯК-18. Налетал 35 часов, из них 21 час – самостоятельно. Кузнецкий горвоенкомат направил меня в Армавирское военное авиационное училище летчиков. Я сдал экзамены, прошел медицинскую комиссию и был зачислен в училище и остался в Майкопе (Адыгея). В 1953-1955 годах освоил ЯК-11, УтиМИГ-15, МИГ-15бис. Так моя жизнь оказалась связана с авиацией.

– Какие события своей жизни Вы считаете самими яркими, незабываемыми?

– Прежде всего, первый полет на самолете ЯК-18 с инструктором, когда я учился в ДОСААФе в Кузнецке. Инструктор уже в воздухе спросил: «Юра, ты где живешь?». Кузнецк – город небольшой. Я назвал свой адрес, и он выполнил пилотаж прямо над нашим домом. Это видели и мама, и наши соседи. Вечером мама мне сказала: «Юра, ты лучше летай потише и пониже».

Второе – это рождение дочери, затем – рождение сына. А потом появились три внучки: Юля, Катя, Анна. Позднее – правнук Даниил, правнучки Лилиана, Таисия. О таких событиях всегда остается добрая память.

Самые хорошие впечатления остались и о службе в бухте Провидения на Чукотке. Особо ощущаешь свой вклад в повышение боеспособности, переучивание на новую авиационную технику, боевые стрельбы. Проходя службу на Камчатке в должности командира истребительно-авиационного полка, чтобы повысить боеготовность полка, я начал переучивать операторов второй кабины на летчика-командира экипажа. И так далее.

– Говорят, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. В юности Вы думали, что станете генералом?

– Абсолютно нет. Главная цель была – летать, осваивать новые типы самолетов, переучиваться, быть на передовых... О больших звездах на погонах не мечтал. Но потом тебя повышают в должности, в звании, учитывая твои деловые качества. Так незаметно продвигаешься по службе: заместитель командира полка, начальник политотдела полка, командир корпуса, командующий армией ПВО… Высокое звание генерала получил в 1975 году в должности командира 8-го корпуса ПВО в Комсомольске-на-Амуре.

– Когда Вы возглавили областной совет ветеранов, сложно было входить в курс дела, осваивать новое для себя занятие?

– Меня порекомендовал на этот пост Иван Романович Подобед, который возглавлял ветеранскую организацию до меня. Я долго сомневался. Решение принять помогла беседа с губернатором Эдуардом Росселем. Ранее я возглавлял ветеранскую организацию 4-й отдельной армии противовоздушной обороны, которой командовал до увольнения в запас. Так что мне, во-первых, знакомы и воинская служба, и особенности армейской боевой подготовки. Во-вторых, в организацию входят ветераны военной службы, с которыми мы говорим на одном языке. Поэтому на новой должности освоился я довольно быстро.

Быстро войти в курс дела мне помогло и то, что с юности я не стоял в стороне от общественной жизни. Лейтенантом, старшим лейтенантом возглавлял комсомольскую организацию, позже был секретарем партийной организации. В 1965 году я закончил Военно-Воздушную академию имени Ю.С. Гагарина. Через некоторое время меня назначили начальником политотдела истребительного авиаполка, который дислоцировался в бухте Провидения. Там приходилось быть и летчиком-инструктором, и руководителем полетов, и работу с личным составом вести. Как командир ты можешь строго потребовать с подчиненного выполнения всех задач, а как замполит сказать ему: «У тебя есть все качества быть лучшим». Так накапливался опыт.

Хотя уже 17-й год руковожу областной организацией ветеранов, я постоянно учусь у подчиненных. И у тех, кто старше, и у тех, кто моложе меня. Учиться нужно всегда. И должно быть доверие друг к другу, к коллегам, сослуживцам.

– Что Вы можете сказать о сотрудничестве ветеранских организации с органами власти?

– В Свердловской области проживают около 1 300 тысяч ветеранов, пенсионеров. Почти все они входят в ветеранские организации муниципальных образований, предприятий, учебных учреждений, других структур. Из 94 муниципальных образований 77 имеют полнокровные ветеранские организации, 17 сельских входят в состав районных или городских.

Коллективы во всех ветеранских организациях инициативные. В большинстве МО сложилось тесное сотрудничество главы администрации, городской или районной думы и ветеранского сообщества. Большинство председателей советов ветеранов являются советниками или помощниками главы администрации по делам ветеранов и работе с молодежью. Это дает возможность влиять на решение социальных вопросов.

Считаю, что ветеранское сообщество – большая сила, ведь здесь объединены люди, имеющие и жизненный, и боевой опыт. В любом мероприятии кто участвует в первую очередь? Люди старшего поколения. Чувство ответственности за судьбу Родины у нас гораздо выше. Я всегда говорю: нам нужна власть, но и мы нужны власти. Не случайно мы находим у областных и муниципальных руководителей поддержку и доброе отношение.

– Юрий Дмитриевич, в чем секрет Вашей бодрости, жизненной энергии?

– Наверное, стоит сказать спасибо родителям за гены, которые они мне передали, за воспитание… К тому же я всегда дружил со спортом. В детстве мы не выходили со стадионов, они всегда были открытыми, все площадки – наши. Занимался легкой атлетикой, боксом, хоккеем, футболом. По футболу у меня 1-й разряд, играл и за сборную города, и за сборную области. Мне кажется, не стоит зацикливаться на проблемах: транспорт работает плохо, город не убран, хлеб черствый… Главное – надо любить то, что делаешь, и радоваться каждому прожитому дню.

Елена Зинковская, фото автора

11:10
864
Загрузка...