По ту сторону газетной полосы. Интервью с главной женщиной "Пенсионера"
В связи с 8 Марта мы решили поближе познакомить читателей с главным редактором газеты «Пенсионер» Натальей Дмитриевной Березняковой.
Результат ее работы вы видите каждую неделю, получая свежий номер газеты. А качество подтверждают постоянные звонки и письма с теплыми словами в адрес редакции, многочисленные почетные грамоты и благодарности, заполнившие стены редакционных коридоров. А как живет редактор «по ту сторону газетной полосы», вне работы, чем увлекается, о чем мечтает?
– Наталья Дмитриевна, расскажите, откуда вы родом?
– Я родилась и выросла в Североуральске, там у меня живут родители, там прошло детство, там же решила стать журналистом.
– А что повлияло на выбор профессии?
– Если честно, все началось с запахов…
– С запахов?
– Дело в том, что в советское время в школах активно велась профориентация. Школьников водили на экскурсии по предприятиям, где работали их родители. Наверное, классе в восьмом мы пошли в городскую типографию, где у одной из моих одноклассниц работала мама. Как только я туда вошла, вдохнула особый запах – краски, газетной бумаги, горячего металла от линотипных станков, то сразу поняла: это – мое, мне хочется быть где-то рядом.
Родные объясняли, что типография – работа не женская (производство все-таки), и предложили компромисс: попробуй себя в журналистике, будешь рядом с любимым запахом. Я подумала: почему бы нет? Русский язык и литература у меня шли всегда хорошо. И решилась принести заметку в редакцию городской газеты Североуральска «Правда Севера».
Меня там приняли тепло. Редактор Зоя Алексеевна Белошедова давала небольшие задания, правила тексты, объясняла, знакомила с азами профессии. С девятого класса я стала постоянным юнкором газеты. К моменту поступления на факультет журналистики Уральского государственного университета имени Горького, который теперь является составной частью УрФУ, у меня накопилась папка с публикациями, так что творческий конкурс, обязательный при поступлении, я прошла легко.
– Не охладила ли ваш энтузиазм учеба в университете?
– Я поступила на журфак в 1985 году, как раз началась перестройка – очень интересное время. Хлынул такой поток информации, который в наше пионерско-комсомольское время нам не был доступен. В коридорах УрГУ висели большие телевизоры, на переменах мы стояли возле них и слушали, открыв рты. Помню, какой ажиотаж вызывали трансляции I съезда народных депутатов СССР.
И преподаватели у нас были очень мощные, в основном газетчики. Факультет тогда только возглавил ставший ныне легендой уральской журналистской школы Борис Николаевич Лозовский. На производственную практику мы ездили в разные города Советского Союза. Журналистика – творческая профессия, на нашем факультете ощущалась особая атмосфера – это свобода в мыслях, во внешнем облике, какая-то демократичность во всем. Все вместе настраивало на творческий процесс, хотелось работать.
– Как в дальнейшем складывалась ваша профессиональная карьера?
– После окончания вуза работала в многотиражке Североуральского бокситового рудника, позднее – выпускающим редактором «Новой еженедельной газеты», которая выходила в Первоуральске. Затем была главным редактором газеты «Вечерний Первоуральск» и одновременно – директором предприятия, которое издавало эту газету. И вот уже девятый год – главный редактор газеты «Пенсионер».
– Наталья Дмитриевна, что для вас самое сложное в должности главного редактора?
– Наверное, самое сложное – это преодоление стереотипов. Кто такой пенсионер в сознании большинства? Когда люди работают и полны сил, то вряд ли задумываются, что на определенном жизненном этапе их также ожидает пенсионный возраст. Может быть, поэтому часто встречаешь какое-то немного ироничное, несколько сочувственное, покровительственное отношение к этой аудитории. Но я надеюсь, что благодаря усилиям коллектива и темам, которые мы поднимаем, благодаря активности наших читателей этот стереотип меняется. Во-первых, становится иным само восприятие пенсионного возраста, во-вторых, его наступление отодвигается в связи с недавней пенсионной реформой.
Когда я начала работать в «Пенсионере», то поняла, что аудитория у этой газеты очень благодарная и отзывчивая. Но договариваться с ней достаточно сложно, потому что у каждого пожилого читателя – свои устоявшиеся взгляды, сложившийся жизненный опыт. Переубеждать людей в чем-то не нужно, нужно искать компромиссы, причем, как с читательской аудиторией, так и с теми, кто должен по роду службы с ней работать, решать ее проблемы.
– Если не журналистом, кем бы вы еще могли стать?
– Честно говоря, даже не представляю, кем бы еще я могла быть. Считаю, мне повезло: с первого раза я попала туда, куда надо, стала заниматься тем, что мне интересно. У меня много коллег, однокурсников, которые в силу обстоятельств поменяли деятельность, занимаются совершенно другим. Но все-таки большая часть осталась верна профессии. Может быть, благодаря преподавателям, которые были у нас на факультете в конце 1980-х. У меня была попытка уйти из профессии, вызванная семейными обстоятельствами. Одну четверть я проработала в школе учителем русского языка и литературы. К счастью, быстро поняла, что это – не мое. А когда появилась возможность вернуться в газету, я немедленно это сделала. И с удовольствием вновь вдохнула любимые запахи печатного станка, ведь в типографии по роду деятельности мне приходилось бывать нередко.
– Где вы черпаете вдохновение?
– Одна из моих наставниц, когда у нее не шел творческий процесс, говорила: «Нам безделье по технологии положено». Иногда случаются профессиональные паузы, но это не означает, что ты ничего не делаешь. Ты, что называется, обдумываешь тему. На самом деле найти сюжет для публикации несложно. На журфаке нас учили в любом мгновении искать повод для будущего материала. Жизнь постоянно подкидывает нам очень интересные темы, только успевай писать.
С другой стороны, информационная насыщенность нашей повседневной жизни зашкаливает, это не то, что было лет 20-30 назад. Каждый день пропускать все это через себя достаточно сложно. Наверное, нужно иногда иметь возможность отстраняться от этой информации, на что-то переключиться, чтобы дать возможность передохнуть уму, чувствам, переживаниям.
– Что помогает вам восстановиться, накопить силы?
– Очень люблю выезды на природу. Муж называет меня дендрофилкой, потому что мне нравится обниматься с соснами. Почему-то кажется, что это дерево мне дает дополнительную энергию. Отличный отдых для меня – вязание. Это хобби сопровождает меня со школьной скамьи. Когда вяжу, нравится смотреть сериалы. Сейчас с дочерью пересматриваем «Доктора Хауса», притягивает позитивное отношение главного героя к людям, его умение находить выход из сложных ситуаций.
Много читаю. В юности увлекалась поэзией Владимира Маяковского. Даже сочинение в выпускном классе писала по его творчеству, хотя все вокруг говорили: какой сложный поэт… Но мне импонировали его своеобразный язык, особое построение фраз, его публицистичность. Из современных авторов очень люблю Терри Пратчетта. Это английский писатель, который не так давно ушел из жизни. Несмотря на болезнь Альцгеймера, до последних дней он сохранял творческие способности, прекрасный юмор. Даже в русском переводе чувствуется, насколько у него замечательный, острый язык, очень много параллелей, аналогий с современной мировой действительностью.
– Как семья воспринимает вашу работу?
– Во-первых, они привыкли, понимают, что это важно, и относятся спокойно. Во-вторых, любовь к слову в нашей семье – практически у каждого. Муж при желании может написать неплохую публикацию, и он делал это не раз в нашей газете. У дочери более структурированное мышление, она логична, рассудительна, тоже неплохо пишет, по-деловому. Сын, хоть и технарь, но с гуманитарными науками дружит, очень много читает. Помню, когда он был дошкольником, брал бумагу, ручку, рисовал каракули, повторяя: «Я, как мама, пишу».
– Кого вы считаете главным учителем в вашей жизни?
– За профессиональное становление я очень благодарна педагогам из школы №7 Североуральска. На тот момент это была одна из крупнейших школ города. Классный руководитель Вера Алексеевна Воробьева привила мне любовь к русскому языку, литературе, научила меня не бояться аудитории. А в целом по жизни мой главный учитель – мама Вера Александровна Гетьман. Она преподавала географию в этой же школе. Мама очень переживала за детей, за каждое порученное дело. И до сих пор она очень ответственно, хлопотливо относится ко всему.
– Где вы мечтаете побывать? Какой город хотелось бы посетить?
– Одно время у меня была тяга к Финляндии. Съездили мы туда в турпоездку – хорошая, ухоженная до стерильности и … скучная страна. Всегда хотелось погулять по столице Венгрии Будапешту. А еще – побывать в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. Мы почему-то не осознаем, когда стремимся за границу, что фактически не знаем страну, в которой живем. Ведь за Уралом лежит две трети территории нашей страны, но большая часть россиян там не бывала, не видела ни этих красот, ни этих масштабов.
– Ваш любимый цвет?
– Долгое время любимым цветом был синий. Я себе шила и костюмы, и блузки во всех оттенках синего, но в какой-то момент поняла – перебор. Теперь мне больше нравится оливковый. А вообще, какой цвет в данный момент к лицу, тот и любимый. Отпали условности о том, что с возрастом женщины должна ходить в строгом, неброском. Современные женщины одеваются ярко, нарядно. Пенсионерки, которых мы видим на мероприятиях с участием редакции, – тому подтверждение.
– Призвание вы свое нашли, а чем вы видите свое предназначение, смысл жизни?
– Наверное, заниматься тем делом, которое любишь, которое тебе интересно. И делать это хорошо, не халтурить, не списывать на какие-то обстоятельства, проблемы. Ну, и уважать тех, для кого ты это делаешь. Я всегда говорю, что журналист – это профессиональный дилетант. Мы должны быть специалистами во всем, по любой теме находить ответ. Поэтому я часто цитирую такие строчки:
Если трудишься ты в газете,
Навсегда забудь о покое.
Ты всегда и за все в ответе -
За хорошее и за плохое.
А еще смысл жизни – в том, чтобы находить для себя точки опоры в самых сложных жизненных ситуациях. В родных, в друзьях, в увлечениях. Этого я и желаю читателям «Пенсионера» и 8 Марта, и каждый день!
Елена Зинковская